О том, каким он видит членство своей страны в ЕС, премьер Британии Дэвид Кэмерон (в центре) успел перед открытием саммита рассказать коллегам. Фото Reuters
В Брюсселе сегодня завершается последний в этом году саммит ЕС, который канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала бурным и очень тяжелым. Вчера в центре внимания лидеров оказались охрана внешних границ ЕC и предстоящий референдум о членстве Великобритании в союзе. Что касается санкций в отношении РФ, то они будут пролонгированы в пятницу вечером на уровне постпредов.
Италия воспрепятствовала автоматическому продлению антироссийских санкций ЕС на полгода, заявив о необходимости «политической дискуссии». Демарш связан с недовольством Рима тем, что Берлин получил возможность сотрудничества с Москвой по строительству газопровода «Северный поток-2», тогда как Италия, имевшая такие же виды на «Южный поток», оказалась не у дел из-за Третьего энергетического пакета ЕС.
Рим полагает, что Брюссель исповедует двойные стандарты. «Мы ожидаем от Европейской комиссии (ЕК) такой же строгости в оценке проекта по расширению газопровода «Северный поток», что и в оценке других проектов», – сказал глава МИД Италии Паоло Джентилони.
«Южный поток» рассматривался как опасный конкурент Южному газовому коридору (проект ЕС, призванный обеспечить поставки газа из Каспийского региона через Турцию. – «НГ»), что и определило отношение Брюсселя к этому проекту, – пояснил в беседе с «НГ» старший научный сотрудник института «Восток-Запад» (Брюссель) Данила Бочкарев. – Но я бы не сказал, что ЕК чрезмерно позитивна к «Северному потоку-2», среди европейских чиновников есть и открытые противники этого проекта, например глава Европейского совета Дональд Туск». По мнению эксперта, «Рим вряд ли открыто попытается блокировать «Северный поток-2», хотя беспокойство Италии объяснимо: весь российский газ, получаемый страной, проходит через Украину, и хотя теоретически можно транспортировать газ в Северную и Центральную Италию по «Северному потоку-2», логистика таких поставок пока не ясна».
Сделав предупредительный выстрел, Италия продление санкций все же поддержит, хотя, как полагают наблюдатели, может попытаться выторговать другие уступки, скажем, в части соответствия бюджетным правилам ЕС. «Принимая во внимание ситуацию в Сирии, в Европе наметились признаки масштабных изменений отношения к России, и Италия посылает особенно настойчивые сигналы, – считает эксперт Фонда Маршалла «Германия–США» (Вашингтон) Роза Бэлфор. – Но, вероятно, еще рано оправдывать изменение политического курса, так как Россия не достигла ощутимого прогресса по Украине, и если ослабить санкции сейчас, то восточноевропейские страны слишком сильно обеспокоятся собственной безопасностью».
Вместе с тем премьер-министр Италии Маттео Ренци выразил уверенность, что санкции будут пересмотрены: «Это произойдет не в ближайшие часы, а скорее в ближайшие месяцы». Он отметил, что предложенная Римом линия поведения, которая предусматривает возвращение к диалогу с Россией, взяла верх. «Учитывая позицию Италии, выступившей против автоматической пролонгации санкций, нельзя исключать, что санкционный режим будет смягчен уже в начале следующего года», – предположил Бочкарев. Он добавил, что энергетический вопрос, за исключением отдельных технологических аспектов, не является фактором санкционной политики Брюсселя в отношении Москвы.
Таким образом, не имея на данном этапе значительных противоречий по вопросу о продлении санкций, участники саммита касаются его вскользь. Процедуру пролонгации председатель Европейского совета Дональд Туск поручил провести постпредам ЕС по завершении саммита, в 17.00 мск.
А первым из ключевых вопросов встречи лидеров, стартовавшей в четверг вечером, стал миграционный кризис. Его Меркель назвала самым трудным политическим вызовом, с которым она когда-либо сталкивалась. Премьер Чехии Богуслав Соботка в преддверии саммита направил всем лидерам электронные письма с тревожным напоминанием о необходимости спасти Шенген. В частности, он упомянул в качестве приоритетов эффективное использование агентства по охране границ ЕС «Фронтекс» и быстрое введение в действие идущего ему на смену Европейского агентства охраны побережья и границы.
Проект этой структуры был представлен ЕК на текущей неделе. Агентство получит право вмешиваться в охрану границ тех из 26 стран – членов Шенгенских соглашений, которые имеют систематические пробелы в пограничном контроле и не справляются с проблемой на национальном уровне. Для наложения вето на такую принудительную помощь потребуется заручиться поддержкой квалифицированного большинства в ЕС, то есть трех четвертей членов. При дальнейшем сопротивлении могут последовать суд и санкции. Польша и Венгрия уже выразили озабоченность в связи с таким порядком работы новой структуры.
О том, насколько горячей является миграционная тема, свидетельствует и состоявшийся вчера утром в постпредстве Австрии при ЕС мини-саммит с участием премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, председателя ЕК Жан-Клода Юнкера, Меркель и глав правительств Швеции, Финляндии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Греции и Словении. Эти страны во главе с Германией работают над схемой добровольного приема сирийских беженцев прямо из турецких лагерей с целью снижения загруженности нелегальных маршрутов.
Наконец вчера за ужином лидеры впервые совместно обсудили список требований Великобритании, которая добивается реформы ЕС в связи с проведением референдума о членстве в интеграционном объединении не позднее 31 декабря 2017 года. По словам Туска, он ожидает, что конкретные предложения можно будет окончательно утвердить на следующем саммите в феврале. Судя по подготовительным переговорам, наметился компромисс по трем вопросам: о конкурентоспособности, роли национальных парламентов и отношениях между странами – членами и нечленами еврозоны. Напротив, серьезное сопротивление встретило четвертое требование премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона – на первые четыре года лишать социальных гарантий граждан ЕС, работающих в Соединенном Королевстве.
По всем прогнозам, добиться такого попрания законодательной базы ЕС у Лондона нет шансов, поэтому Кэмерон от этой идеи откажется. Скорее всего ему будет предложен менее скандальный альтернативный план, который все же позволит Великобритании ограничить приток мигрантов из других стран ЕС. Таким образом, надежды на позитивный исход дела велики. По оценке Туска, несмотря на «существенные политические разногласия, оставшиеся по вопросу о социальных гарантиях и свободе передвижения», можно говорить о «неплохом прогрессе». Между тем соцопросы подводят результаты референдума к опасной черте. 47% британцев поддерживают выход, и только 38% хотят остаться в ЕС.
Брюссель