Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган до сих пор не принес извинений России. Фото Reuters
В воскресенье я услышал по радио перечень мер, предпринятых властями. Дикторша почти ликующим голосом перечисляла: отмена чартерных воздушных перевозок, приостановка действия безвизового режима, запрет на поставку турецких товаров, на наем турецких граждан на работу, на деятельность турецких организаций в России; прекращена продажа туристских путевок, заморожены проекты в газовой сфере; отказ от импорта не только плодоовощной продукции, но и одежды... И что-то сразу всплыло в памяти. Да это же сводка военных действий, такая, какие я слушал каждый день в течение четырех лет, передвигая на карте флажки. «Занято столько-то населенных пунктов, уничтожено столько-то танков, орудий и минометов, подбито столько-то самолетов…»
Почти война. Что ее вызвало? Совершено преступление. Ненужное, бессмысленное. Заблудившийся самолет можно было отогнать обратно в глубь Сирии, никто не мог опасаться, что он будет бомбить турецкую землю. Пилот действовал по инструкции, которая, несомненно, была согласована с президентом Эрдоганом. Причина? Не верю в общепринятые версии. Из-за того, что наша авиация бомбила бензовозы, транспортировавшие грузы в Турцию? Во-первых, тогда надо было сбивать и американские, и французские самолеты, занимающиеся, пусть не слишком успешно, тем же самым. Во-вторых, Эрдоган, знающий характер Путина, не мог думать, что, сбив один самолет, он вынудит российского президента дать приказ прекратить бомбежку нефтяных объектов «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ») и грузовиков; скорее наоборот. Просто месть?
Эрдоган не истерик и не параноик, а хладнокровный и расчетливый политик, чисто человеческими эмоциями люди этого сорта не руководствуются.
Вторая версия: Вашингтон приказал. Зачем? Что Обама мог выиграть? НАТО было явно смущено. Вспомните выражение лица Олланда, прибывшего создавать коалицию. И вообще Эрдогану не прикажешь. Еще недавно он целый год отказывал Обаме (которого он презирает) в праве использовать турецкий аэродром Инджирлик для ударов по объектам в Сирии, и американские самолеты летали аж с Залива.
Третья версия: турки совсем не намерены воевать с «Халифатом», их враг – курды, и ради их разгрома Анкара готова помочь ИГ победить в Сирии и Ираке. Полный нонсенс: верно, курды для Турции – главный враг, но кто сказал, что государство не может иметь двух врагов? Да у Анкары их даже трое: курды, Асад и ИГ. Турецкая верхушка понимает, что ей неминуемо придет конец, если ИГ закрепится на нынешней территории и начнет экспансию; ведь такая великая суннитская держава, как Турция, в прошлом именно центр «Халифата», обязательно должна быть включена, с точки зрения лидеров джихадистов, в формирующийся халифатский архипелаг. Эрдоган и его команда хотели бы использовать ИГ для разгрома курдов, а затем с помощью Запада, Саудовской Аравии и Катара силами пока еще только создаваемой сирийской армии и «умеренных исламистов» одолеть и ИГ, и армию Асада.
Вот здесь и надо искать причину вероломства Эрдогана. Его маниакальное стремление свергнуть Асада объясняется тем, что сирийский режим является единственным в арабском мире партнером и союзником мощного шиитского Ирана, потенциально главного соперника Турции в борьбе за региональную гегемонию. У нас много пишут о конфронтации Ирана с Саудовской Аравией, но ведь турецко-иранское противостояние тоже не за горами. Эрдоган почти добился своего, к концу лета эксперты утверждали, что армия Асада дышит на ладан. И тут появился Путин со своей авиацией, стало ясно, что путь на Дамаск и Латакию, путь к свержению Асада перекрыт. Отныне для Путина дело чести не допустить этого. Москва вырвала у Эрдогана добычу, которую он уже, казалось, держал в руках, и можно себе представить досаду и ярость этого крутого, самолюбивого, злопамятного и недоброго человека. Путин, мол, подложил ему свинью, как же не ответить? Вот на этом негативном, злобном фоне Эрдоган и утверждает инструкцию пилотам.
Преступление совершила кучка высокопоставленных чиновников и генералов; естественно, нельзя просто закрыть глаза, надо заклеймить и проклясть их до пятого колена, отказаться встречаться с ними и пожимать им руки (так поступили с Саакашвили, на совести которого гораздо больше русской крови). Надо отказаться от помощи в строительстве крупных объектов и от грандиозных проектов, отменить визовый режим, запретить поездки чиновников и бизнесменов на конференции, вообще максимально заморозить отношения. Но разве виноваты в гибели наших военнослужащих сотрудники турецких отелей, гостеприимно принимавшие наших туристов, торговцы в сувенирных лавках или люди, ввозившие к нам фрукты и овощи, работавшие на стройках в Москве?
Российских жителей лишили возможности отдыхать на турецких пляжах – за что, почему? Говорят, что в Турции так же плохо с безопасностью, как было в Египте, когда взорвали наш самолет. Но ведь не простой египтянин заложил взрывчатку, а джихадист, безразлично какой национальности, и такой же изувер может ее подложить или взорвать себя в Абу-Даби, например, или в Тунисе – так что же, и туда запретить ездить, вообще в любую мусульманскую страну? Однако вот Франция – не страна ислама, а что там недавно было? Нигде нет гарантии, бывали взрывы и у нас. Или, может быть, кто-то боится, что жители турецких городов будут с ножами набрасываться на русских? Ерунда, турки к нам прекрасно относятся, тем более что знают огромную выгоду от отношений с Россией, и ведь не мы сбили их самолет, а они наш. С какой стати они могли бы озвереть? А Эрдоган, кажется, осознал, что переборщил, и находится в некоторой растерянности.
Страдает простой народ. Запрет туризма, торговли никогда не отражается на богатых функционерах и бизнесменах в любой стране. Если кто-то считает, что вот, мол, хорошо, врезали туркам, отомстили: надо понять, что врезали совсем не тем злодеям, по вине которых погибли наши люди. А потянет ли простой народ отдых на Мальдивах или Канарах, в Таиланде? А забудут ли вельможи Ниццу, Сен-Тропе, Сардинию или Каталонию и вместо этого хлынут в Сочи?
Все не так, ребята. А дальше что? Почему бы не подготовить поворот на 180 градусов, не начать постепенно двигаться в сторону урегулирования конфликта? Разумеется, не сразу. Пусть народ насладится сладкой местью, он это любит. Но здравый смысл-то должен проявиться. Тысячу лет жили рядом русские и турки, почти ровесники. Сколько раз воевали – не сосчитать, но всегда мирились, торговали. Так что же сейчас, из-за злой воли и идиотских просчетов небольшой кучки правителей в Анкаре все будет стерто, сойдет на нет?
Давно было сказано: жизнь идет полосами. И у отдельных людей, и у государств. Черная полоса рано или поздно пройдет. Вместо того чтобы идти на поводу у темных страстей, можно контролировать свои порывы, особенно сейчас, когда перед нами чума ХХI века – воинствующий исламизм. Ведь это общий враг: и наш, и арабского мира, и Запада. В том числе и Турции.