Вчера в бундестаге состоялся день генеральных дебатов. Фото Reuters
Всю текущую неделю германский бундестаг посвящает рассмотрению важнейшего государственного документа – федерального бюджета на 2016 год. И каждый день – с понедельника по пятницу – канцлер Ангела Меркель участвует в пленарных заседаниях, разве что в «промежутках» отправляясь в Париж, как вчера вечером, на переговоры с президентом Франции Франсуа Олландом или встречаясь в своей резиденции с зарубежными лидерами, посещающими Берлин. ФРГ рассчитывает на бездефицитный бюджет в следующем году, несмотря на траты на беженцев.
Госбюджет Германии на 2016 год будет бездефицитным. Его расходная часть, представленная парламенту, определена в 316,9 млрд евро. Следующий год мог бы стать третьим годом подряд, который Германия завершила бы со сбалансированным бюджетом, что подтвердило бы ее статус одной из наиболее устойчивых экономик в еврозоне.
Вместе с тем факторы неопределенности есть. Они порождены миграционным кризисом и растущей террористической угрозой. Министр финансов Вольфганг Шойбле предупредил депутатов, что некоторые цифры носят предварительный характер. Пока на беженцев выделяется 8 млрд, или по 670 евро на человека в месяц. Но никто не знает, как долго будет продолжаться этот приток мигрантов, который в ноябре оказался не меньше, чем в октябре. Не исключено и увеличение расходов на обеспечение безопасности. Иными словами, вполне возможно, что в следующем году бундестагу придется озаботиться вопросом, как обеспечить дополнительное финансирование расходов.
Однако вчера внимание парламента было сконцентрировано на политике федерального правительства. Это был день так называемых генеральных дебатов, когда в программе значились бюджетные деньги, выделяемые ведомству канцлера, министерствам иностранных дел и обороны. Соответственно выступали Ангела Меркель, глава внешнеполитического ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер и министр обороны Урсула фон дер Ляйен. За четыре часа обсуждения речи канцлера ряды депутатского партера, и поначалу-то далеко не полные, все больше редели.
Между тем выступление канцлера было посвящено позиции Германии в нынешней неоднозначной обстановке в Европе и мире. Основные тезисы Меркель выглядели уже знакомыми, особенно ее подходы к преодолению миграционного кризиса. Но, несмотря на критику политики канцлера в обществе, прессе и даже собственной партии, она твердо аргументировала свою линию. Меркель по-прежнему не согласна с закрытием границ и немедленной приостановкой приема беженцев. Сокращение их потока видится канцлеру путем обустроенных с помощью финансовых дотаций ЕС лагерей в Турции, регистрационных пунктов в Греции, а также квотирования годового приема мигрантов.
В бундестаге, где царит коалиционное большинство, это не вызвало острой полемики, как несколькими днями раньше на съезде Христианско-демократического союза в Мюнхене. Меркель признала, что с взаимодействием в ЕС далеко не все в порядке. А что касается терроризма, то решимость Германии содействовать преодолению этого зла естественна. Одновременно как в речи Меркель, так и в депутатских выступлениях отчетливо прозвучала забота о сохранении гражданских свобод в сложной ситуации, порождаемой атаками террористов.
Федеральное правительство намечает внести и материальный вклад в борьбу с терроризмом. Bild Zeitung сообщил, что Франция может попросить Германию принять более активное участие в операции в Сирии. В этой связи говорится об истребителях Tornados германских ВВС, которые могли бы с помощью своего спецоборудования следить за позициями боевиков запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ). А после заседания парламентского комитета по обороне фон дер Ляйен сообщила о предполагаемом направлении 650 военнослужащих бундесвера в Мали. Это должно облегчить Франции действия против формирований ИГ. Одновременно Берлин планирует увеличить до 150 инструкторов группу бундесвера, обучающих курдских повстанцев обращаться с поставляемым из ФРГ оружием.
Судя по бюджету, немецкая политика остается приверженной мобилизационному курсу НАТО. Военные расходы увеличены почти на 1,4 млрд и составят в 2016 году более 34 млрд евро. При этом более чем треть этой суммы предназначена на приобретение новых систем вооружений и оснащение бундесвера.