Франсуа Олланд обсудил с Джоном Керри совместные усилия по борьбе с боевиками на Ближнем Востоке. Фото Reuters
Теракты в Париже заставили ведущие мировые державы заговорить о создании широкой международной антитеррористической коалиции. Президент Франции Франсуа Олланд в скором времени намерен посетить Москву и Вашингтон, чтобы встретиться с президентами Владимиром Путиным и Бараком Обамой. Между тем российские власти вчера признали, что крушение самолета А321 над Синайским полуостровом было терактом.
Выступая перед обеими палатами французского парламента, Олланд заявил: «Франция находится в состоянии войны». Он отметил, что речь не идет о столкновении цивилизаций. Напротив, по мнению президента, террористы, и в первую очередь запрещенная в России экстремистская группировка «Исламское государство» (ИГ), несут угрозу всем народам. Президент считает, что победить в этой войне можно только «объединив усилия», а для этого необходимо создание «широкой международной коалиции».
Олланд сообщил, что скоро встретится с российским и американским президентами, чтобы «объединить силы и достигнуть результата», которого в противном случае придется «ждать слишком долго». Премьер-министр Франции Манюэль Вальс уточнил: на следующей неделе французский лидер прилетит в Вашингтон, а затем в Москву «мобилизовывать мировое сообщество». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков эту информацию подтвердил.
Несмотря на то что 30 ноября в Париж на всемирную конференцию по климату прибудут и Путин, и Обама, Олланд решил не медлить и фактически возглавил организацию возможной коалиции. Тем не менее Песков выразил сожаление, что не «все партнеры пока изъявили готовность» совместно бороться с террористами, напомнив, что Путин еще на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре призывал к «объединению усилий».
Французский посол в Москве Жан-Морис Рипер выразил благодарность «российскому народу за проявленное сочувствие», добавив, что Париж и Москва настроены вместе бороться с терроризмом. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров оставил запись в Книге соболезнований в посольстве Франции, в которой подчеркнул необходимость «отбросить в сторону все второстепенное» и объединиться в «беспощадной борьбе с терроризмом, сформировав косвенно глобальную боевую коалицию».
О совместной борьбе с экстремистами вчера на встрече с Олландом в Париже говорил и госсекретарь США Джон Керри. Дипломат, правда, Россию не упоминал, но обещал одержать победу над ИГ с «союзниками по антитеррористической коалиции».
В западных СМИ активно обсуждается формирование международного альянса по борьбе с ИГ. Wall Street Journal пишет, что ситуация в Сирии демонстрирует неэффективность действий разрозненных антитеррористических сил, которые воюют с ИГ, попутно решая другие задачи. В статье подчеркивается: операция в рамках НАТО автоматически исключает из процесса Россию, а формирование коалиции под флагом ООН – задача непростая из-за «запутанной политики» организации. Поэтому, отмечает газета, возможно создание «временной коалиции по желанию, которую могут возглавить Франция, США или даже Россия».
Никто не говорит о решении ударить по экстремистам на Ближнем Востоке всем миром, как о свершившемся факте. Однако эксперты отмечают, что трагедия в Париже и признание Россией крушения самолета над Египтом терактом могут заставить мировых лидеров закрыть глаза на разногласия и сплотиться перед лицом общей угрозы. По мнению CNN, основная проблема заключается в отношениях США и России, которые под разным углом смотрят на одни и те же события. Если европейские страны, особенно Франция, готовы к тесному сотрудничеству с Москвой, то Вашингтон занимает более жесткую позицию. «Однако это не означает, что кооперация США и России невозможна», передает CNN.
Руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин в беседе с «НГ» пояснил: у Запада нет расхождений по вопросу коалиции. «Все формулировки сводятся к тому, что РФ приветствуют в коалиции при условии, что она борется с ИГ, а не с сирийской оппозицией. Поскольку главное препятствие к созданию широкой коалиции – президент Сирии Башар Асад, то в отношении него у Запада тоже единая позиция: Асад должен уйти, так как он – проблема разъединяющая, а не объединяющая усилия против ИГ», – сказал эксперт.
По мнению Шумилина, Запад не говорит о немедленном уходе Асада. Если сирийский президент объявит о готовности покинуть пост и обозначит орган, которому передаст власть, ситуация вокруг него успокоится. Эксперт считает, что компромисс между Россией и Западом ради борьбы с ИГ возможен, поскольку «вопрос о том, что Асад в Сирии навечно, с точки зрения России не стоит».
Вчера французские самолеты вновь нанесли массированные удары по позициям ИГ в Сирии, а французские политики, обещая «уничтожить джихадистов», настойчиво прокладывали путь к единому антитеррористическому фронту.