Фото Reuters
В Нидерландах сегодня будет обнародован технический отчет о крушении малайзийского Boeing MH-17 в июле 2014 года. Некоторые детали доклада просочились в прессу за несколько дней до его публикации. По мнению экспертов, результаты расследования оставляют много вопросов.
Больше года голландские специалисты работали с обломками MH-17. Напомним, что в результате катастрофы, когда над охваченным войной юго-востоком Украины был сбит пассажирский лайнер, погибли 298 человек. По информации британской Guardian, составители отчета сосредоточились только на технической стороне крушения.
В Совете безопасности Нидерландов подчеркнули, что расследование не занималось поиском виновников трагедии.
По мнению западных СМИ, сегодня аналитики Международной комиссии официально подтвердят, что в самолет попала ракета из зенитно-ракетного комплекса «Бук», однако, кто нажал на «спусковой крючок», останется неизвестным.
Кроме того, от экспертов ждут разъяснений, почему MH-17 оказался в небе над юго-востоком Украины, да еще точно над театром боевых действий. К тому моменту многие авиакомпании уже запретили своим самолетам пролетать над Донецкой и Луганской областями. В докладе попытаются объяснить, почему Амстердам несколько дней держал в неведении родственников погибших. К тому же специалисты ответят на вопрос: могли ли пассажиры оставаться некоторое время в живых после попадания ракеты в самолет? Дело в том, что тело одного из погибших было найдено с кислородной маской на шее.
«Общественность так ничего и не знает. У нас до сих пор нет никаких ответов», – заявил голландский парламентарий Питер Омтзигт, отметив, что большинство доказательств сохраняется в тайне. По его мнению, США располагают снимками со спутников, однако Вашингтон то ли стремится не обострять и без того напряженные отношения с Москвой, то ли не хочет бросать тень на власти в Киеве.
Между тем, по сообщениям СМИ, в конце этого года или в начале 2016-го прокуратура Нидерландов все же раскроет «гражданство» ракеты. В самой Генпрокуратуре эти сообщения опровергли, отметив, что уголовное расследование еще далеко от завершения. При этом представитель голландской прокуратуры Вим де Брюн не подтвердил, что металлические элементы, найденные в телах пассажиров, являются частью ЗРК «Бук».
Российская сторона все это время выражала обеспокоенность ходом расследования. Она неоднократно обращала внимание на то, что международная комиссия почти не использует предоставленные Москвой данные о крушении самолета. Вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил: «То, что будет опубликовано завтра, будет тщательно изучено нашими экспертами». Он также подверг сомнению «аутентичность утечек», появившихся в прессе. Песков добавил: ряд фактов, переданных российской стороной, не учитывается.
Глава МИД РФ Сергей Лавров тоже отметил, что вокруг международного расследования много странностей. «Сначала вообще полгода не приглашали Малайзию - страну, которой принадлежит самолет, в которой зарегистрирована компания, работали без нее. Приняли резолюцию в Совете Безопасности, потом ее не выполняли; ни разу не доложили в СБ ООН, чем они там занимаются», – подчеркнул министр. Он напомнил, что «Россия – единственная страна, предоставившая данные со своих спутников», тогда как украинцы даже не предоставили данные о переговорах диспетчеров. Кроме того, комиссия отказалась «разговаривать с представителем корпорации «Алмаз-Антей», хотя, по главной версии и утверждениям следователей, самолет был поражен ракетой, которую производит эта корпорация».
За день до публикации доклада посол Нидерландов в РФ Рон ван Дартел сообщил, что страны из международной следственной группы по расследованию крушения Boeing отказались от создания международного трибунала. «Россия с помощью вето очень четко заявила о своей позиции. Это конец усилий по учреждению трибунала», – сказал дипломат. Он добавил, что, возможно, состоится расследование в рамках Международного уголовного суда.
Доцент факультета международной политики МГУ им. Ломоносова Алексей Фененко в беседе с «НГ» пояснил, что игнорирование данных российской стороны говорит о том, что «весь этот международный процесс задумывался с одной целью – дискредитация российского руководства». Эксперт считает, что идеей создания трибунала по Boeing Запад пытался «показать, что и на Россию возможна Гаага». «США не предоставили снимки со спутников потому, что Вашингтон преследует определенную политическую цель. Штатам невыгодно предоставлять снимки, которые могут разбить в пух и прах версию вины Москвы», – подчеркнул Фененко.
По его словам, ситуация похожа на убийство Франца Фердинанда в Сараево в 1914 году. «Мало кого интересовал Фердинанд, всех интересовала подоплека», – сказал Фененко. Он добавил, что ни международная комиссия, ни Украина так и не объяснили работу украинских «Буков», которую в день катастрофы зафиксировала российская сторона.