Над Израилем нависла угроза новой интифады. Фото Reuters
Новый виток напряженности между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА) рискует обернуться очередным вооруженным конфликтом. Глава ПНА Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху перекладывают вину за эскалацию конфликта друг на друга. Израильский премьер пообещал устроить «полномасштабную войну террористам», а палестинский лидер попросил защиты у мирового сообщества.
Нетаньяху распорядился принять жесткие меры после того, как четверо израильтян погибли в столкновениях вокруг Храмовой горы в Иерусалиме. В прошлый четверг палестинские боевики расстреляли машину на Западном берегу, убив семейную пару на глазах у четверых детей. Через два дня палестинец напал с ножом на группу израильтян: двое погибли и трое получили ранения. Ответственность за этот инцидент взяла на себя палестинская экстремистская группировка «Исламский джихад». А вчера ВВС Израиля нанесли удар по позициям группировки ХАМАС в секторе Газа в ответ на обстрел территории Израиля. По данным Международного комитета Красного Креста, за последние два дня в ходе столкновений с израильской армией минимум 456 палестинцев получили ранения различной степени тяжести, а один 18-летний палестинец погиб.
В воскресенье израильские власти решили закрыть на два дня Старый город, где располагаются христианские, иудейские и мусульманские святыни, для палестинцев, не проживающих в этом районе Иерусалима. Закрытие иерусалимских «ворот» совпало с еврейским праздником Суккот. «Жесткие меры были приняты, чтобы не допустить дальнейшей эскалации во время торжеств, посвященных еврейскому празднику», – объяснил представитель израильской полиции Микки Розенфельд.
В тот же день премьер Израиля провел совещание с руководителями силовых структур. На встрече Нетаньяху заявил о начале «решительного наступления на палестинский исламский террор». По его словам, страна уже «находится в состоянии войны с терроризмом». Премьер распорядился предпринять «дополнительные шаги по сдерживанию террора». Среди мер он назвал увеличение сил безопасности в Иерусалиме и на Западном берегу, устранение тех, кто разжигает агрессию в Старом городе, и скорейший снос жилых домов, в которых обитают боевики.
По мнению Тель-Авива, одной из причин обострения ситуации послужила речь Аббаса на Генассамблее ООН. Среди израильтян появились опасения о возможном начале третьей интифады. Однако газета «Гаарец» со ссылкой на анонимный источник сообщает: в армейских и разведывательных кругах Израиля не думают, что на Западном берегу реки Иордан собираются начать новое палестинское восстание. По их мнению, речь идет о «волне террора, вызванной подстрекательством со стороны ПНА».
Палестинская сторона с обвинениями в свой адрес не соглашается. По ее мнению, вспышка насилия возникла после того, как палестинцы отчаялись путем переговоров добиться от Израиля продвижения в вопросе создания независимого государства. Вчера Аббас в телефонном разговоре с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном отметил, что «пришло время, чтобы мир встал на защиту палестинского народа, пока ситуация не вышла из-под контроля».
Руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин в беседе с «НГ» выразил сомнение, что новые столкновения в Иерусалиме – спонтанное явление. «Судя по всему, вспышка насилия вызвана выступлением Аббаса в ООН. Глава ПНА представил все таким образом, что, условно говоря, на Ближнем Востоке сейчас надо спасать не сирийцев, а палестинцев, которых губит Израиль. Он пригрозил отказаться от соглашений Осло. Его речь была произнесена в провокационном духе, что и отозвалось беспорядками», – подчеркнул эксперт.
«Показательно, что Аббас занял позицию экстремистских группировок, таких как «Исламский джихад». Я имею в виду, что он не осудил действия боевиков, которые убили невинных людей. Поэтому другой причины волны насилия я не вижу», – сказал Шумилин. По его словам, вероятность новой интифады все-таки существует. «Если до сих пор Аббас был сдерживающей силой, противостоящей ХАМАС и «Исламскому джихаду», то теперь он выступает с достаточно радикальных позиций, – пояснил эксперт. – Это говорит о том, что он вряд ли будет сильно сдерживать какой-то протест, генерируемый либо радикалами, либо им самим, либо его соратниками».