Швейцарцы считают форму своих шоколадных плиток оригинальной. Фото Валерии Буровой
Между кондитерскими компаниями – швейцарской Nestle и британской Cadbury – уже несколько лет продолжается судебная тяжба. Производители шоколада не поделили форму своих изделий. Швейцарцы пытались зарегистрировать форму вафельно-шоколадных плиток KitKat как торговую марку в Великобритании. Однако с подобной идеей не согласились коллеги по кондитерскому цеху. Свой вердикт вчера вынес Суд Европейского союза.
Nestle не удалось убедить европейских судей, что компания имеет право зарегистрировать в Соединенном Королевстве в качестве торговой марки форму плиток KitKat, которая напоминает четыре пальца. Суд постановил, что вид шоколадки не является каким-то оригинальным, поэтому притязания швейцарского производителя не имеют достаточных оснований.
Особенно активно палки в колеса Nestle вставляла Cadbury. Она делала все, чтобы помешать конкурентам осуществить задуманное. При этом представители обеих компаний заявили, что довольны решением суда. Теперь дело вернется на Туманный Альбион в Высокий суд, который и вынесет окончательный вердикт.
Швейцарская компания настаивает, что уже более 80 лет с тех пор, как появились шоколадные плитки, форма в виде четырех пальчиков у подавляющего большинства покупателей ассоциируется с KitKat. В июне некоторые европейские адвокаты отмечали, что регистрация подобной торговой марки не соответствовала бы законам ЕС.
Отметим, что начался конфликт с подачи Cadbury десять лет назад. Тогда Nestle не понравилось желание британской компании зарегистрировать в качестве торговой марки фиолетовый цвет, в который раскрашены все упаковки этой фабрики. В итоге после долгих разбирательств и возражений швейцарского гиганта в 2013 году Cadbury отказали в авторском праве на цвет.
Естественно, британский производитель сладкого не упустил возможности насолить сопернику. Дело в том, что Cadbury еще в 1937 году в Норвегии выпустила шоколадную плитку Kvikk Lunsj (быстрый завтрак). Шоколадку можно купить в Британии, а по форме она напоминает KitKat.
Хотя Суд ЕС не признал за Nestle авторских прав, компания не теряет надежды добиться «справедливости». Если в итоге швейцарцам удастся зарегистрировать подобную торговую марку, то остальным кондитерским компаниям придется быть очень внимательными к форме и размеру своих шоколадных плиток. Иначе может возникнуть список злостных нарушителей.
«Явный перебор регистрировать как торговую марку форму или цвет, поскольку это затрагивает слишком большое количество иных товаров различных производителей, права которых будут нарушены. Можно зарегистрировать объект в целом, который содержит несколько свойств – и форму, и цвет, и даже, может быть, материалы, и другие компоненты, сочетающие в себе какие-то уникальные качества. А форма и цвет – слишком всеобъемлющие понятия даже в контексте одной отрасли, – подчеркнул в беседе с «НГ» юрист Московской коллегии адвокатов Василий Моисеев. – Например, если зарегистрировать кленовый лист, то тогда это отразится на большом количестве предпринимателей и даже потребителей». Эксперт пояснил, что, к примеру, можно зарегистрировать промышленные образцы, но не настолько универсальные вещи.
Тем не менее два кондитерских титана намереваются продолжить схватку за бренды. И если Nestle удастся убедить какой-нибудь из судов в своей правоте, то это создаст серьезный правовой прецедент. Сложно представить, что какому-то композитору придет в голову зарегистрировать в качестве бренда ноту или тональность. А, например, притязания художника на цвет могут нанести катастрофический урон живописи.