Канцлер крепит единство рядов своей фракции в парламенте. Фото Reuters |
В Берлине сегодня совершается очередной акт антикризисной евростратегии. Бундестаг вновь вырван из отпуска. В повестке дня – третий по счету пакет финансовой помощи Греции. То, что он будет утвержден необходимым большинством, сомнений нет. Главная политическая интрига – расклад сил, который голосование выявит в блоке канцлерин Ангелы Меркель.
Еврозона спешит хотя бы на пару лет задвинуть в угол проблему греческого кризиса. Принятые в связи с этим решения проходят через парламенты. Сегодня наряду с бундестагом этим займутся генеральные штаты Нидерландов. Вчера помощь Афинам рассматривали законодательные инстанции Испании, Эстонии, Австрии. По завершении парламентских процедур Европейский стабилизационный механизм уже к вечеру 19 августа переведет греческим властям первый транш в 26 млрд евро, чтобы те могли днем позже вернуть 3,2 млрд Европейскому центробанку.
Все говорит о том, что так и случится. Но при большой политической нервотрепке, прежде всего в Германии. Вехи предполагаемого нового развития греческих дел расставлены под диктовку главы немецкого Минфина Вольфганга Шойбле при патронате Меркель. При этом немецкий электорат неоднократно получал заверения, что третьего пакета не будет, Международный валютный фонд (МВФ) обязательно примет участие в кредитовании Греции, а сокращение долгов недопустимо.
Реальность оказалась иной. При этом после двух пакетов помощи мало кто верит в действенность еще одной программы спасения. Кстати, нет ясности даже в отношении ее объема. Вместо 86 млрд евро Suеddeutsche Zeitung со ссылкой на выкладки Минфина исчисляет греческие потребности по третьему пакету уже в 92 млрд. Как пишет Spiegel, зреет и понимание того, что Греция не сможет вернуть долги – по крайней мере так, как это предусмотрено третьим пакетом. Это обрекло бы Афины на десятилетия безжалостного курса жесткой экономии. Наконец, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард отложила решение об участии фонда в третьем пакете и обусловила его принятием мер по облегчению бремени Греции, имея в виду в том числе стрижку долгов.
Меркель исходит из того, что участие МВФ имеет стратегическое значение. В воскресном интервью телеканалу ZDF она выразила уверенность, что так и будет, а прощение долгов вновь категорически отвергла. Однако берлинская Welt вчера сочла, что партии Меркель «предстоит в среду голосовать не только за третий пакет, но и за облегчение долгов. По крайней мере косвенно».
Очевидно, что другого варианта важного для депутатских настроений преодоления коллизии с Лагард не просматривается. Канцлерин как опытнейший тактик уже сказала в телеинтервью о том, что некоторая гибкость в вопросах сокращения процентных ставок и продления сроков погашения кредитов может иметь место. Депутат от баварского отделения «Христианско-социального союза» Дагмар Ворль настороженно назвала это «завуалированной стрижкой долгов».
Ворль, кстати, одна из тех парламентариев блока «Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз» (ХДС/ХСС), которые не изменили своей прежней позиции, намереваясь и сегодня голосовать против третьего пакета. Сколько их наберется, гадать не стоит. 17 июля против политики канцлерин в греческом вопросе проголосовали 60 депутатов ХДС/ХСС – почти пятая часть фракции. Это воспринималось как предупреждение о трещинках в почти гранитном авторитете председателя ХДС и главы федерального правительства.
Атмосферу во фракции ХДС/ХСС вчера подробно описала Bild. Депутатам рекомендуют в доверительных беседах не ставить под угрозу карьеру: «Попавшим в парламент по земельным спискам дают понять, что они могут не получить перспективного места на следующих выборах. Это угроза потери работы». И потери денег – 2 тыс. евро в месяц, доплачиваемых за посты в парламентских комитетах. Вот еще приводимое газетой свидетельство депутата ХДС Александра Функа: «Руководство фракции терпит только тех коллег в бюджетном комитете, которые безоговорочно поддерживают еврокурс канцлерин». Как-то все это не вяжется с представлением о бундестаге.
Похоже, основания для неуверенности в сплоченности своей фракции в верхах блока ХДС/ХСС есть. А гарантия утверждения третьего пакета обеспечивается голосами социал-демократов, как и мандат действующей большой коалиции. Что касается канцлерин, то она заметила, что фракционной обязанности голосовать нет.
Хотя результат голосования может быть политически неприятен, коренного значения для власти и рейтинга Меркель оно иметь не будет. Немецкая экономика работает, экспорт рекордный, занятость высокая. Даже Spiegel удивляется, что «столь многие (86%) считают экономическое положение хорошим, а еще примечательней, что своей личной жизнью доволен 91% бюргеров».