В ходе авиаударов по Думе (12 километров от Дамаска), где находится плацдарм группировки «Джейш аль-Ислам», одна из ракет разорвалась близ городского рынка. Фото Reuters
Совет Безопасности ООН впервые за два года принял политическое заявление по Сирии. В нем содержится призыв к созданию в этой стране переходных органов власти. По мнению наблюдателей, это небольшой, но важный шаг к сближению позиций России и Запада.
Документ, составленный пятью постоянным членами СБ ООН и одобренный всеми 15 членами (единогласие – часть процедуры принятия заявлений), поддерживает подходы, сформулированные спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Выступая в СБ 29 июля, он предложил создать четыре рабочие группы по следующим направлениям: безопасность и защита населения; военные вопросы, обеспечение порядка, борьба с терроризмом; политические и правовые вопросы; бесперебойная работа госучреждений, восстановление и развитие инфраструктуры.
Как сообщил постпред России при ООН Виталий Чуркин, это «первый исключительно политический документ по сирийскому кризису, принятый консенсусом».
Однако о полном консенсусе говорить все же не приходится. Наиболее острые противоречия были связаны с содержащимся в заявлении призывом всех сторон конфликта стремиться к завершению войны через «запуск политического процесса под началом сирийцев, ведущего к политическому переходному периоду, который соответствовал бы справедливым ожиданиям сирийского народа и дал бы ему возможность самостоятельно и демократично определить свое будущее». В частности, этот процесс подразумевает «создание инклюзивного переходного правящего органа, обладающего всей полнотой исполнительных полномочий, который должен быть сформирован на базе взаимного согласия, а также обеспечить преемственность правительственных институтов».
От поддержки «политического переходного периода» и «переходного правящего органа» дистанцировалась Венесуэла. Именно Каракас задержал принятие документа, ожидавшееся еще на прошлой неделе. По словам постпреда Венесуэлы при ООН Рафаэля Рамиреса, речь идет о «крайне опасном прецеденте», связанном с нарушением права сирийцев на самоопределение. Ажиотаж вокруг «переходного процесса» объясним. Даже если в заявлении ничего не сказано о судьбе президента Сирии Башара Асада, в понимании Запада создание «переходного правящего органа» означает его отстранение от власти.
«Совет Безопасности должен быть беспристрастным и объективным в урегулировании сирийского кризиса; пренебрежение легитимностью правительства президента Башара Асада нарушает суверенитет этого народа», – сказал Рамирес. Он выразил сожаление в связи с тем, что непостоянные члены СБ не принимали участия в составлении текста заявления, и пояснил: Каракас в итоге решил действовать в «конструктивном ключе и не блокировать документ», потому что «искренне убежден в необходимости дать шанс мирному процессу и поискам политического решения».
В то же время принятие документа дало повод для спекуляций по поводу сближения позиций России и Запада по сирийскому досье, которое зампостпреда Франции при ООН Алексис Ламек охарактеризовал как историческое. Другой дипломат на условиях анонимности отметил в беседе с New York Times, что упоминание в заявлении различных «переходных» понятий – важный сигнал в пользу того, что Россия и Запад стремятся к выработке общих подходов, и таких сигналов все больше. «Есть стремление к консенсусу, но консенсуса пока нет», – считает он.
Советник директора Российского института стратегических исследований, специалист по Ближнему Востоку Елена Супонина пояснила в интервью «НГ», что принятый документ содержит компромиссное видение ситуации в Сирии и призывов к отставке Асада в нем не звучит. «Во многом заявление СБ повторяет решения, которые были приняты на конференциях в Женеве, где встречались представители правительства Сирии и оппозиции, – напомнила эксперт. – Там тоже шла речь о переходном периоде и формировании правительства национального единства, в то время как вопрос о политической судьбе Асада был вынесен за скобки. Москва не отказывается от своей принципиальной позиции, которая заключается в том, что определять политическое будущее страны должны сами сирийцы, а Асад является законно избранным президентом. Как только с подачи западных или арабских стран предпринимались попытки протащить через СБ резолюции с откровенным призывом к досрочной отставке Асада, Москва тут же применяла право вето».
Что касается озабоченностей Венесуэлы, то, по словам Супониной, они скорее всего связаны не столько с самим текстом документа, сколько с разными слухами, которыми сопровождались неоднократные визиты в Москву представителей Саудовской Аравии и некоторых других стран, а также сирийской оппозиции. Эксперт обратила внимание, что Москва в равной степени наращивает контакты с Эр-Риядом, где выступают за отставку Асада, и с Тегераном, где, напротив, о его отставке не хотят и слышать.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, впрочем, полагает, что урегулировать кризис, настаивая на формулировке «Асад и никто больше», невозможно. «России приходится выбирать между плохим и очень плохим, но для нее все-таки важнее, чтобы шла целенаправленная борьба с группировкой «Исламское государство» (ИГ), чем сохранение Асада на президентском посту, – уверен эксперт. – С другой стороны, есть опасения, что если убрать Асада как «силового» руководителя, то Сирию «разорвет» окончательно и часть ее уже полностью отойдет под влияние ИГ. Вместе с тем делать в этой ситуации ставку исключительно на Асада Москва, вероятно, не будет. Зреет понимание того, что в конечном счете придется проявить определенную гибкость и предпринять совместные с западными партнерами шаги или по крайней мере не мешать Западу или каким-то силам на Ближнем Востоке разобраться с ИГ».
В заявлении СБ говорится о том, что в Сирии разворачивается самый масштабный гуманитарный кризис в мире. Документ принят на фоне новых авиаударов сирийского правительства по территории, контролируемой оппозицией. В воскресенье в городе Думе близ Дамаска в результате налета ВВС Сирии погибли более 100 человек, что стало одним из самых кровавых инцидентов за всю гражданскую войну. В понедельник авиаудары продолжились. Заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Стивен О’Брайен назвал произошедшее ужасающим.