В ФРГ все больше тех, кто хотел бы отбить у мигрантов охоту стучаться в немецкие двери. Фото Reuters
Германия с начала года привлекла более 300 тыс. просителей убежища. Шокирующие данные распространила на днях газета Welt со ссылкой на телефонный разговор министров внутренних дел немецких земель. Федеральная политика бессильна перед этим девятым валом. Общество в отношении к нему расколото. Возникает среда для ксенофобии, популизма, насильственных действий.
Политика мультикультурализма и открытых дверей сыграла с ЕС злую шутку. Сотни тысяч людей из Африки и Азии, гонимых войной, нищетой и безработицей, штурмуют Старый Свет. Это создает в странах Евросоюза и между ними проблемы и споры политического, финансового и нравственного порядка. Их много: кого и из каких стран пускать или не пускать, как обустраивать и кормить, как возвращать, особенно туда, где о правах и безопасности человека не идет и речи. Все эти вопросы стоят и перед Германией.
Журнал Spiegel публикует служебный анализ ситуации, составленный Федеральным уголовным ведомством. Согласно документу, в местах размещения мигрантов наблюдается драматическое обострение обстановки. По данным на июль, с начала года в стране зафиксировано 199 нападений на такие центры, в том числе совершено 37 попыток их поджога. При этом если в Берлине нападений стало несколько меньше, то в таких федеральных землях, как Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Саксония и Нижняя Саксония, – намного больше.
Недавно в Дрездене прошел новый массовый митинг против сооружения палаточного лагеря, рассчитанного на 1,1 тыс. мигрантов. Нередко дает о себе знать напряженная атмосфера между самими мигрантами. Массовые драки с участием сирийцев, афганцев и албанцев на днях произошли в Зуле, Дрездене и Трире. А в Бонне, бывшей федеральной столице, полиция смогла остановить некоего гвинейца, устроившего поножовщину, только применив оружие.
Федеральное уголовное ведомство с тревогой констатирует, что тема миграционной политики может послужить «генерации идеологического консенсуса» правого края общества. Впрочем, антимигрантские настроения в сочетании с ксенофобией уже давно на виду. Они свойственны людям разных партийно-политических симпатий. Взять хотя бы участников антиисламского движения Pegida. Многие из них возмущены «лживостью» прессы, причисляющей его к неонацистскому спектру.
Все это подталкивает федеральное правительство к тому, чтобы разрядить миграционную проблему. Споры о том, как это сделать, продолжаются. Некоторые игроки занимают крайне жесткую позицию, в первую очередь Бавария. Ее земельное правительство хотело бы отбить у мигрантов охоту стучаться в двери ФРГ. С этой целью предлагается определиться со странами, где заведомо должны знать, что их граждане приняты не будут, и создать специальные лагеря для ускоренного выдворения из Германии приезжих после отказа в предоставлении им убежища.
Но в последние недели циркулирует идея специального закона об упорядочивании правил признания лица просителем убежища или беженцем. В федеральном кабинете за это выступает Социал-демократическая партия Германии. Идею поддерживают оппозиционные силы, коммуны, экономические объединения и, по данным опроса, большинство бундесбюргеров. Есть сообщения, что к ним присоединилась и канцлерин Ангела Меркель. Это существенно. Но вопрос о новом законе съезд ее партии рассмотрит только в декабре.
Так что проблема миграции, очевидно, еще долго будет терзать политические круги и общество. Хотя, быть может, она отпадет сама собой. Федеральное статистическое ведомство в воскресенье привело любопытные данные. Оказывается, уже 20,3% населения Германии, или 16,4 млн лиц, имеют миграционную подоплеку. Иными словами, заграничное происхождение. Процесс идет. С 2011 года их число увеличилось на 1,5 млн.