Фото Reuters
Каникулярный август для немцев полон вопросов и треволнений. По причине известных событий более 80% немцев не мыслят себе отпуск в Турции. Немало обсуждений и возмущения вызывает новая скандальная попытка Ведомства по охране Конституции приструнить журналистов и прессу обвинениями в госизмене. С субботы же электорат неофициально оповещен через Spiegel, что канцлерин Ангела Меркель намеревается баллотироваться в 2017 году на четвертый срок.
Последнее в принципе ожидалось и поэтому не выглядит сенсацией. В политическом лагере христианских демократов других реальных кандидатур на лидерство нет. По мнению институтов общественного мнения и экспертов, писала вчера Bild am Sonntag, авторитет Христианско-демократического союза (ХДС) «почти целиком обеспечивается фигурой Меркель». В частности, политолог Юрген Фальтер считает, что немцы доверяют канцлерин благодаря ее сдержанному стилю. В греческом кризисе именно он добавил ей симпатий.
Подобные достоинства, включая 67-процентный рейтинг доверия, пока мало применимы в предвыборном плане. До голосования в бундестаг еще минимум 24 месяца. Сколько еще воды утечет. Но воскресная пресса вчера уже торжествовала, объявляя в заголовках, что партийный блок Меркель «стоит перед получением абсолютного большинства». Слов нет, быть может, в 2017 году так и будет, и христианские демократы повторят пока единственное в своем роде достижение времен Конрада Аденауэра. Два года тому назад у блока «Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз» (ХДС/ХСС) это почти получилось: до абсолютного большинства ему не хватило лишь пяти мандатов, и пришлось кроить коалицию с социал-демократами.
Разрывать ее до конца легислатуры партнеры не собираются, но потрепать друг другу нервы в соперничестве за электорат и по мере приближения 2017 года не преминут. Похоже, это и является актуальной целью пропагандистского возведения Меркель на следующий канцлерский трон и провозглашения неминуемой победы ее партии на предстоящих выборах. А момент представляется подходящим, поскольку социал-демократический соперник находится в расхлюстанном состоянии. Повторное в новом 100-летии участие Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в большой коалиции с ХДС/ХСС не дает желаемых результатов. Рейтинг партии бесперспективно застрял на 25%. Соучастие в политике антироссийских санкций немало ослабляет электоральную поддержку.
Лидер партии Зигмар Габриэль, занимающий в кабинете посты вице-канцлера и министра экономики и энергетики, слывет для части членов спорной фигурой. Один из членов руководства, премьер-министр земли Шлезвиг-Гольдштейн Торстен Альбиг, даже поставил вопрос о том, что «выиграть против этой канцлерин трудно» и, быть может, необязательно выставлять кандидата в канцлеры от СДПГ. Это вызвало несогласие и споры. «Нам не следует благоговейно замирать перед канцлерин», – считает заместитель председателя СДПГ Ральф Штенглер, подчеркивая, что партия всегда должна стремиться к тому, чтобы возглавить правительство.
Посыпая солью раны партнера по большой коалиции, христианские демократы, вероятно, приступают и к заблаговременной подготовке к избирательной кампании, выбору ее акцентов, отношения к возможным вариантам сохранения власти. Среди них может быть и вариант черно-желтой коалиции, если либералы вернутся в бундестаг. Или блокирования с зелеными, что как эксперимент обкатывается в земле Гессен. Порой высказываются и предположения, что Меркель, выиграв в 2017 году выборы, согласится годом позже занять пост президента, а канцлерство уступит заместителю председателя ХДС, министру обороны Урсуле фон дер Ляйен, амбиции которой не вызывают сомнений. Однако Меркель едва ли из года в год, как сейчас, уже в седьмой раз тренирует тело и дух на горных тропах Южного Тироля, чтобы отказаться от наркотика власти. Тем более что теоретически в ФРГ нет препятствий для любого числа последовательно идущих канцлерских сроков.