Ангела Меркель, несомненно, осведомлена о «разработке», подготовленной ведомством Вольфганга Шойбле. Фото Reuters
Вчера в дипломатические круги Брюсселя неожиданно просочились сведения о немецкой идее пересмотреть не только ряд полномочий Еврокомиссии (ЕК), но и ее построение в целом. Как выяснилось, «план Шойбле» в общих чертах был изложен министром финансов Германии коллегам по еврозоне еще две недели назад. По информации Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), в соответствии с ним политические функции брюссельского аппарата могут быть ограничены.
В Брюсселе готовятся к жаркой политической осени. Греческий кризис оголил многие противоречия в структурах и политике ЕС. Главные игроки озабочены укреплением своих позиций. Мотивы разнятся, но тенденция к ослаблению ЕК доминирует. Над ЕК как дамоклов меч уже висит британский референдум, организаторы которого требуют ее ревизии. Есть также обновленное французское предложение об экономическом правительстве Евросоюза. Теперь же тучи над ЕК еще более сгущает немецкое реформаторство. Очевидно, в Берлине хотят подбросить собственные идеи в дискуссию о реформе ЕС в связи с предстоящим британским референдумом. При этом накопление проблем может поставить Евросоюз перед необходимостью пересмотра Лиссабонского договора.
Похоже, Берлин прежде всего не устраивает политическая роль ЕК и ее председателя Жан-Клода Юнкера. В немецких кругах полагают, что он претендует на положение «главы европейского правительства», поскольку получил свой пост по итогам выборов в Европарламент 2014 года. В частности, Юнкер напрямую вел переговоры с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом вопреки напоминаниям о том, что новая программа финансовой помощи Афинам – это прерогатива Еврогруппы.
Как рассказывают брюссельские дипломаты, министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле считает, что ЕК не может быть хранительницей договоров ЕС и одновременно все более активно выступать в роли правительства Европы. Главная задача ЕК должна состоять в реализации европейского права в области конкуренции и надзора за правилами внутреннего рынка, но сейчас она стремительно уходит на второй план, вытесняемая политикой. Поэтому «план Шойбле» имеет в виду вычленить упомянутые антимонопольные функции из полномочий ЕК, передав их другим специально созданным «политически независимым» институтам. Сообщается также, что министр финансов Нидерландов и глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум намерен сделать это одной из тем председательства своей страны в ЕС в первой половине 2016 года.
В окружении Юнкера инициативу Шойбле осторожно называют «очень немецким» взглядом на вещи. Выступая в роли стража договоров, сообщает FAZ из Брюсселя, ЕК видит свою задачу не только в заботе о внутреннем рынке и конкурентоспособности, но и в обеспечении общих европейских интересов. Представитель ЕК Мина Андреева в четверг на брифинге усомнилась в том, что сообщение газеты действительно отражает мысль Шойбле.
Подлинные намерения федерального правительства в отношении Брюсселя пока не приняли форму официальных предложений. Канцлерин ФРГ Ангела Меркель на эту тему не высказывалась, но, несомненно, о «разработке», подготовленной ведомством Шойбле, осведомлена. Не исключено, что после подброшенного немецкой стороной на переговорах в Брюсселе сценария «временного исключения» Греции из еврозоны это еще один ход конем. Включаясь в дискуссию о реформе, Берлин сможет активнее влиять на ее характер, а заодно и на деятельность ЕК.