Фото Reuters
Мандат на подготовку третьего пакета помощи Афинам, выданный бундестагом в минувшую пятницу, вызывает споры и раскол в немецких партиях и обществе. Согласно опросам, опубликованным в воскресенье, более половины бундесбюргеров воспринимают «брюссельский компромисс» по Греции критически. Отпускной период очевидно тему не снимет. СМИ пишут, что речь идет даже о будущем канцлерин Ангелы Меркель и большой коалиции.
Сразу скажем, что непосредственно такой вопрос не стоит. Переговорная позиция Ангелы Меркель и министра финансов Вольфганга Шойбле получила в бундестаге поддержку. С ней согласились 439 депутатов правящих партий, а также ряд представителей «зеленой» оппозиции. При поименном голосовании высказались «против» или воздержались 159 депутатов. Это немало, если учесть что в бундестаге всего 631 место, но получению переговорного мандата правительству помешать не могло. Результат заведомо обеспечивался фракциями христианских и социал-демократов (ХДС/ХСС). При некоторых оттенках в подходах к греческой ситуации участники большой коалиции не видели смысла разваливать ее за два года до очередных выборов.
Но в немецкой внутриполитической жизни стали заметнее новые тенденции. Греческий кризис обернулся признаками эрозии авторитета Меркель. Причем это выявилось прежде всего в ее главной политической опоре – блоке ХДС/ХСС. Заседание бундестага 17 июля совпало с днем рождения Меркель, которой исполнился 61 год. Парламентарии преподнесли ей, кроме букета цветов, и рекордное проявление несогласия с курсом в европейской политике.
Если при обсуждении финансовой помощи Греции в 2010 году курс федерального правительства не поддержали только 4 депутата ХДС/ХСС, в феврале 2015-го – 32, то теперь уже 60 голосовали «против» и еще 5 воздержались. Такое непослушание лидеру ранее в этом лагере не наблюдалось. Это в партии.
А вот данные опроса института YouGov, приведенные в воскресенье газетой Welt am Sonntag. 56% его участников считают планы в отношении Греции негодными. С политикой Меркель в этом вопросе 46% все-таки согласны, но многие – 38% – воспринимают ее негативно. Скептики в отношении того, удастся или не удастся вывести Грецию из кризиса благодаря новому пакету помощи, определяют настроения. 75% полагают, что ничего не получится.
Другое дело, что Шойбле слывет защитником немецкой финансовой стабильности. Газета Bild объявила, что министр финансов популярнее канцлерин, рейтинг которой ниже на один пункт. Многим очевидно, что провал «спасения Греции» – это и провал политики Меркель, а большое число голосовавших «против» в бундестаге является «первым серьезным предупреждением».
Правящие круги уже спешат приподнять имидж Меркель. Генсек ХДС Петер Таубер обрушивается с критикой в адрес непокорных депутатов. Влиятельная Frankfurter Allgemeine публикует статью о том, что долгое пребывание политиков у власти полезно, гарантируя стабильность и, если судить по ФРГ, не приводят к застою. Поэтому не страшно, что Конрад Аденауэр канцлерствовал 14 лет, Гельмут Коль -16, а Меркель – уже 10. Премьер Баварии и глава ХСС заявляет в интервью Spiegel, что Меркель должна незамедлительно выразить готовность еще раз баллотироваться в 2017 году: «Если мы хотим выиграть, то только с ней».
Очень может быть, что Меркель останется канцлерин и после следующих выборов. Тем более, что у конкурирующих социал-демократов с перспективами не просто. Собственное лицо СДПГ, особенно во внешней политике, не просматривается. Вопреки традициям и курсу канцлеров Брандта, Шмидта, Шредера на партнерство с Россией, она соучаствует в политике антроссийских санкций, определяемой Меркель. Рейтинг партии не превышает 25%. Стычки и разногласия с ХДС/ХСС, похоже, будут учащаться. Лидеры СДПГ обижены, что без ведома правительственного партнера Меркель и Шойбле договорились пустили в ход на переговорах с премьером Алексисом Ципрасом угрозу «Грекзита».
Результат начинающихся переговоров о третьем пакете финансовой помощи Греции тоже будет подлежать рассмотрению в бундестаге. Возможно, еще в каникулярное время придется созывать специальный парламентский пленум. И кто знает, не побудят ли господствующие настроения электората к еще большему мятежу в бундестаге. Немецкие аналитики этого не исключают.