Фото Reuters
По данным Ведомства по охране Конституции, число насильственных действий, совершенных по правоэкстремистским мотивам, возросло в ФРГ за год на 24%. Однако в Мюнхене суд над правоэкстремистским «Немецким движением сопротивления» (НДС) продолжается три года, а Конституционный суд в Карлсруэ не спешит запретить неонацистскую Национал-демократическую партию (НДП).
Странная история произошла в Берлине. Некий 48-летний мужчина, по профессии учитель музыки, в минувший четверг перелез с помощью веревочной лестницы через ограду Ведомства федерального канцлера и швырнул в здание бутылку с зажигательной смесью. Тут поджигатель и был схвачен. Дома при обыске у него обнаружены листовки правоэкстремистского НДС. Установлено, что ранее он пытался аналогичным образом спалить Аденауэр-хаус, где находится правление Христианско-демократического союза (ХДС), ряд зданий бундестага и даже президентский дворец «Бельвю». Возгорания были потушены и ущерба не нанесли. Однако деталей, вероятно, уже не будет.
В понедельник предполагаемый террорист был обнаружен мертвым в камере следственной тюрьмы Моабит. По официальной версии – суицид. Но остается невыясненным, что такое НДС и не стоит ли за ним помимо «музыканта» целая группа. Вопрос не праздный. Не секрет, что члены НДП и подобных организаций активно участвуют в группах и движениях ксенофобского характера. В том числе они замечены в таком достаточно массовом явлении, как «Патриоты Европы против исламизации Запада» (Pegida).
В городке Троглиц, что в Саксонии-Анхальт, неонацисты, подстегивающие протесты против иностранных беженцев, вынудили угрозами уйти в отставку бургомистра Маркуса Ниерта. «Правые, – сетует он, – определяют сейчас моральную и политическую обстановку». Ксенофобскими выступлениями отмечены Фрайталь, Хойесверда и другие города.
В Майсене, знаменитом своим фарфором, «Инициатива в защиту родных мест» организовала в субботу демонстрацию против иммигрантов. А двумя неделями ранее там ночным пожаром было полностью уничтожено помещение, где предполагалось их разместить. Поджоги становятся обычным делом. В 2014 году число правоэкстремистских нападений на убежища для иностранцев приблизилось к 170, увеличившись за год в три раза.
Доходит до стрельбы. В городе Болен, что недалеко от Лейпцига, в минувший уик-энд две ночи подряд неизвестные подвергали обстрелу здание, в котором находилось около 150 иммигрантов. По сообщению полиции, никто не пострадал, но пулями разбиты окна и часть фасада.
Федеральная власть признает рост насильственных действий и провокаций правоэкстремистской среды. По данным отчета Ведомства по охране Конституции за 2014 год, представленном на днях министром внутренних дел Томасом де Мезьером и главой ведомства Хансом-Георгом Маасеном, число насильственных действий, совершенных по правоэкстремистским мотивам, возросло на 24% – до 990. В первую очередь – против иммигрантов. Портал Deutsche Welle приводит официальные данные, согласно которым с 1990 года в объединенной Германии от рук праворадикалов погибли 65 человек, дополняя это ссылкой на сведения НПО и гражданских активистов, называющих другие цифры – от 152 до 184 жертв.
Годовой отчет приводит немало тревожных фактов. К правоэкстремистскому потенциалу в стране следует отнести около 21 тыс. лиц. Из них не менее 10,5 тыс. не чужды насилию. В партийный спектр – кроме неонацистской НДП примерно с 5,5 тыс. активных членов – входят также партия «Правые», партия «III путь», партия «Про СРВ».
Закрывать глаза на это власть, разумеется, не может. Депутат бундестага от ХДС/ХСС Штефан Майер сказал в интервью Bild-Zeitung, что рост правоэкстремистского насилия вызывает тревогу. Государство должно четко показать, что оно нетерпимо к любым проявлениям экстремизма. Вот и премьер-министр Саксонии Станислав Тиллих называет расизм позором и призывает дать отпор таким явлениям.
Между тем в Мюнхене третий год продолжается процесс по делу террористической группировки НДС, которую, несмотря на убийства и взрывы, не могли обнаружить целых 10 лет. А в Конституционном суде в Карлсруэ опять топчется на месте новый процесс о запрещении неонацистской НДП. Несмотря на то, что новое требование об этом инициировал бундесрат – палата федеральных земель. Иными словами, решительного заслона опасным явлениям в Германии пока не возведено.