В среду банки в Греции обслуживали только пенсионеров. Фото Reuters
Ситуация вокруг долгового кризиса Греции становится все более острой. МВФ так и не дождался греческого перевода на сумму около 1,6 млрд евро. С утра среды прекращено действие недореализованного пакета финансовой помощи. Канцлер Германии, выступая днем в бундестаге, заявила, что до проведения референдума 5 июля не может быть и речи о переговорах с Грецией о дальнейшей программе помощи. Но дефолт, которым пугали последние недели, ни в Афинах, ни в Брюсселе, ни в МВФ, ни, наконец, рейтинговыми агентствами пока не объявлен.
Общая атмосфера в Евросоюзе вчера по-прежнему была отмечена напряженностью и растерянностью. В кризис вновь вмешался министр финансов США Джейкоб Лью. Он позвонил главе Еврогруппы и министрам финансов Франции и Италии и рекомендовал выработать некий «прагматический компромисс», который позволил бы Афинам оставаться членом еврозоны.
Тем временем в Берлине демонстрировали жесткость. В бундестаге состоялись срочные дебаты, посвященные греческому кризису. С главной речью выступила канцлерин Ангела Меркель, которая сказала, что никакой новой помощи Греции до референдума не будет. Однако добавила, что «дверь к переговорам с греческим правительством всегда была и остается открытой». Компромисс, по словам Меркель, возможен, но не любой ценой. Евро прочен, судьба Европы не стоит на карте.
Срочные дебаты в бундестаге сами по себе свидетельствуют о сложности ситуации. Очевидно, их сочли целесообразным устроить и в связи с тем, что политика Берлина несет немалую ответственность как за результаты ее рецептов в Греции, так и за возникший кризис. Вчера правительство Греции представило специальный сайт в связи с референдумом. На нем приводятся конкретные данные о падении экономики, массовой безработице, обнищании населения и т.д., чтобы объяснить, почему невозможно далее соглашаться с требованиями Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ и продолжать курс жесткой экономии.
Печать тем временем полна слухов, предположений, сомнительной информации. Газеты сообщают, что премьер-министр Греции Алексис Ципрас предлагал во вторник договориться о продлении пакета помощи на два года и кредите в 29 млн евро в обмен на некоторые уступки. Лондонская Financial Times цитировала вчера письмо Ципраса, в котором он проявляет готовность принять все условия кредиторов.
В свою очередь, испанская Economista уточняет, что это касается и сокращения военных расходов на 400 млн евро. Но даже столь скромный прочерк в более чем 4-миллиардном оборонном бюджете вызвал неудовольствие НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг вчера категорически предупредил Афины: «Я ожидаю, что страна и дальше будет выделять на оборону 2% ВВП».
В инстанциях ЕС с утра ждали новых обращений и шагов греческой стороны. Для их обсуждения телефонная конференция глав финансовых ведомств еврозоны была назначена сначала на первую половину дня. Затем глава еврогруппы Йерун Дейсселблум перенес ее на 18.30 мск. Надежды на компромисс в последнюю минуту, как обычно, охладил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. Предложение Ципраса, сказал он, представляя на пресс-конференции новый госбюджет, не привносит ясности, основы для серьезных переговоров сейчас нет.
Между тем Греция не новичок в ЕС. Ее стаж в сообществе превышает 34 года. По территории, населению, экономике она тоже далеко не последняя. Плюс к тому член НАТО. При всех трудностях и противоречиях, которые приходилось преодолевать участникам Евросоюза, столь критического поворота в его истории еще не наблюдалось.
Нарушение графика возвращения кредитов развитой страной, пожалуй, не самое главное. Другое дело, что «командные центры» в Брюсселе и Берлине столкнулись с прямым неповиновением установкам и авторитетам ЕС. Ранее никто из союзников не решался подвергнуть их сомнению, устраивая референдум.