Парламент Греции утвердил проведение референдума, предложенного Алексисом Ципрасом (крайний справа). Фото Reuters
Греческий кризис перерос в политическое землетрясение с неизвестными последствиями. В ночь на воскресенье парламент в Афинах утвердил решение правительства вынести требования ЕС, ЕЦБ и МВФ к Греции на суд народа. Референдум назначен на 5 июля. Переговорный сценарий на данный момент рухнул. Греции грозит дефолт и выход из еврозоны.
Несмотря на неудачу согласовать греческую долговую проблему до саммита ЕС 25 июня, речь не шла о прекращении переговоров с кредиторами. Более того, греческая сторона представила в Брюсселе переработанную программу реформ и мер, встретивших положительный отклик. Но страны еврозоны продолжали жесткое давление на Афины.
Практически они загоняли правительство Алексиса Ципраса в угол, настаивая на очевидно неприемлемых для него и его избирателей сокращении пенсий, повышении налогов и других прочерках в социальной сфере. Но теперь ясно, что просчитались, не обратив внимания, что для греков есть красная линия. Ципрас решил вынести требования международных кредиторов, которые являются условием для предоставления Афинам дальнейших кредитов, на всенародное голосование.
При этом он призвал отклонить этот ультиматум, «унизительный для страны и народа». После многочасовых дебатов предложение было одобрено 178 голосами правящей коалиции против 120 депутатов оппозиции. Узнав о референдуме, министры финансов еврозоны в свойственной им манере резко оборвали в субботу переговорный процесс с Грецией, объявили об окончании 30 июня действия второго пакета помощи Афинам. А МВФ в лице его главы Кристин Лагард предупредил, что никаких поблажек грекам не будет, если они не вернут завтра кредиторам 1,6 млрд евро.
Как пойдут дальше дела сегодня, никто прогнозировать не в состоянии. На последний транш в 7,2 млрд евро у Афин надежды нет. В «наказание» за референдум он заблокирован. Не исключена встряска на валютном рынке. По запасному плану страны еврозоны могут прибегнуть к контролю денежного оборота с Грецией. Ожидалась рестриктивная реакция ЕЦБ. Но команда Марио Драги вчера благоразумно решила не перекрывать кран предоставления денег греческим банкам по чрезвычайной программе Ela. Вместе с тем референдум даже в случае отклонения условий кредиторов не означает решения вопроса о выходе из евро и еврозоны, возвращении к драхме и т.д.
В главных столицах еврозоны, где идут лихорадочные совещания, пока не знают, что делать – выжидать, захлопнуть дверь или попробовать воздействовать на греческие настроения. Вчера европейская пресса сообщила итоги срочного опроса в Греции, согласно которым 47% греков хотят сохранить евро в обращении и остаться в еврозоне. Многие политики и СМИ, включая греческие, резко критикуют линию правительства Ципраса, в которой усматривают опасность для единства ЕС. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер сказал во вчерашнем интервью Welt am Sonntag, что греческие власти взяли собственных граждан не иначе как в заложники, чтобы добиться от Европы дальнейших уступок.
Однако ситуацию трудно сводить к подобным упрощениям. К примеру, даже такой несгибаемый идеолог политики жесткой экономии, как министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле, заявлял в мае, что «возможно, было бы правильно спросить греческий народ, готов ли он принять то, что необходимо, или предпочитает что-то другое». Лондонская Guardian пишет, что британский премьер Дэвид Кэмерон считал бы выход Греции из еврозоны «лучшим решением». А Frankfurter Allgemeine Zeitung констатирует: «Политика Меркель, согласно которой помощь предоставляется только под обязательства, провалилась». Всем ясно, что Греция никогда не сможет вернуть 320 млрд евро и что без списания задолженности и конструктивной помощи ей не обойтись.