Ввиду плохих условий для экспорта Берлину остается рассчитывать лишь на внутреннее потребление. Фото Reuters
Брюссельская ангажированность в большой политике, включая санкционную, в последнее время нередко оставляла впечатление о том, что проблемы еврокризиса отодвинуты на второй план. Но на днях Еврокомиссия (ЕК) вернулась к экономической повестке дня. На фоне новых данных Евростата она представила ежегодные рекомендации относительно экономической и финансовой политики для каждой из 28 стран сообщества.
Общая экономическая ситуация в ЕС отличается неопределенностью. Она прежде всего касается роли немецкого локомотива экономики. Как явствует из статистических данных, повода бить в литавры пока нет. ВВП 19 стран еврозоны в первом квартале года подрос по сравнению с аналогичным периодом 2014 года всего на 0,4%. Греция, показавшая в прошлом году небольшой рост, опять свалилась в рецессию: в январе–марте – минус 0,2%.
В ЕК порадовались успехам Мальты, но огорчает Финляндия. Еще не так давно Хельсинки были почти столь же дисциплинированны в финансовой сфере, как и Берлин. А сейчас Еврокомиссия упрекает финнов в недопустимом по Маастрихтскому договору бюджетном дефиците в 3,3% ВВП. В отношении Финляндии введут процедуру еэсовского бюджетного контроля. Равенства нет: Франция и Великобритания могут жить спокойно, обеим на исправление аналогичных финансовых неурядиц предоставлена двухлетняя отсрочка.
Тем временем в Германии озабочены неожиданными показателями собственной экономики. В среду Федеральное статистическое ведомство в Висбадене опубликовало данные за первый квартал года. Вопреки ожиданиям и предсказаниям немецкая экономика прибавила в январе–марте лишь 0,3%. А рост экспорта и того меньше – 0,2%. Пресса называет это «анемический рост». Научная и банковская аналитика утверждала, что экономика ФРГ покажет в 2015 году до 2–2,5% роста.
У Франции, которую немцы как только не критикуют за отсутствие или медленность реформ, результат первого квартала в два раза лучше – 0,65%. В Италии тоже появились признаки преодоления рецессии. В берлинской прессе это воспринимается как шок, как удар по имиджу локомотива экономики ЕС. Но прежде всего пытаются выяснить причины того, почему, по словам комментаторов, «немецкий силач проявил слабость».
Однозначного ответа нет. Отмечают признаки приближения сложных времен, усматриваемых в падении важнейшего фондового индекса Германии DAX в последние недели. Упоминают рост процентных ставок, хотя под десятилетний федеральный заем требуют всего 0,7%. Но главное для немецкой экспортной экономики – состояние дел в мире. А в этой связи немецкие аналитики указывают на проблемы таких стран, как Китай, Россия и Бразилия. Как-никак эти партнеры поглощают около 40% немецких товаров.
На этом фоне брюссельские рекомендации в Берлине восприняты настороженно. Ну вот, комментировала вчера столичная Welt, «Германия экономит и соблюдает условия Пакта стабильности. Но это не радует Брюссель. Вместо этого ЕК выдвигает требование, чтобы Берлин тратил больше денег». Еврокомиссар по экономическим и финансовым делам Пьер Московиси просит федеральное правительство увеличить инвестиции в инфраструктурные проекты и образование. На днях подал голос и Международный валютный фонд, призвав Германию использовать возможности бюджета для реализации «честолюбивых мер». Немецкое экспертное сообщество полагает, что за рекомендациями увеличения расходов ФРГ кроется расчет на то, что это подстегнет и рост в соседних странах.