Алексис Ципрас и Владимир Путин признали российско-греческие переговоры весьма своевременными. Фото Reuters
Президент России Владимир Путин принял вчера в Кремле премьер-министра Греции Алексиса Ципраса. Выбранное время для визита ставит вопрос, является он рядовым элементом внешней политики нового правительства Греции или разворотом в сторону РФ в надежде на получение финансовой помощи и снятие продовольственного эмбарго. Во всяком случае, в Брюсселе и в ряде европейских столиц визит в Москву вызвал серьезную озабоченность. Россия призвала ЕС не рассматривать принцип солидарности с точки зрения поддержки русофобских настроений.
Алексис Ципрас, пришедший к власти в январе, должен был посетить Москву в мае. Но он ускорил встречу с Владимиром Путиным, когда Афины столкнулись с жесткой позицией Евросоюза по поводу условий выделения очередного транша финансовой помощи. Если средства не будут переведены, Греция может стать банкротом и, возможно, покинет еврозону.
Сначала в Афинах говорили о визите Ципраса в Москву как о почти рядовой встрече, направленной на укрепление отношений между двумя странами, которые имеют давние политические и религиозные связи. По словам самого Ципраса, пришло время придать новый импульс российско-греческим отношениям, а Афины могут стать связующим звеном между РФ и Западом. Однако накануне переговоров источники в греческой делегации дали понять, что Греция попытается оценить, готова ли Россия, которая сама переживает сложный период в отношениях с ЕС в связи с Украиной, протянуть руку помощи Афинам.
Действительно, Путин счел визит греческого премьер-министра как нельзя более своевременным и предложил обсудить вопрос о восстановлении прежних темпов роста товарооборота между двумя странами. Если с 2009 по 2013 год российско-греческая торговля выросла в два раза, то в прошлом году сократилась на 40%. В этой связи лидеры не могли не затронуть тему отмены российского эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции из стран Запада. Ведь в результате этих ограничительных контрмер потери агропроизводителей Греции исчисляются в 35 млн евро.
Афины еще в марте направили письмо в Россельхознадзор с просьбой вывести клубнику, киви, персики, рыбу и морепродукты из-под введенных Россией временных ограничений. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев в этом контексте заявил, что Россия будет искать не противоречащие нормам ВТО возможности ослабления эмбарго. «Мы будем подробно обсуждать эту тематику на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с премьером Греции, в которой я буду принимать участие. Набор предложений, который имеет отношение к проблеме эмбарго, мы подготовили и внесли для обсуждения», – сказал Улюкаев, не уточняя деталей. Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков подтвердил, что Россия рассматривает возможность снятия ограничительных мер на ввоз сельхозпродукции из Греции, Кипра и Венгрии.
«Снятие эмбарго реализуемо, можно делать не только исключения по товарному списку, но и списку подпадающих под него стран, – пояснил в беседе с «НГ» заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. – Если в августе прошлого года мы сделали исключение по многим товарным позициям, то, значит, можем сделать и по странам».
По мнению же главы Минфина Австрии Йорга Шеллинга, Греция не правомочна договариваться о снятии запрета на ввоз продовольствия в РФ. Подобный шаг будет «огромной проблемой», поскольку тем самым Афины отойдут от единой линии ЕС в отношении России, заявил вчера министр. Он напомнил, что Греция зависит от помощи Брюсселя и только вместе с остальными странами Евросоюза может разрешить свои экономические проблемы. «Россия в любом случае не в состоянии предоставить Греции необходимые суммы», – подчеркнул Шеллинг.
Между тем власти Греции не просили Россию оказать ей финансовую помощь, сообщили в среду европейские СМИ со ссылкой на неназванного чиновника в греческом правительстве. «Мы не направляли в Россию запрос о финансовой помощи. Мы хотим решить проблемы с нашим госдолгом и финансами в рамках еврозоны», – заявил он журналистам.
Да и Кремль, похоже, старается не подогревать надежды на российские кредиты для Греции. На данный момент главное для Москвы – проект газопровода «Турецкий поток», который потенциально войдет на территорию ЕС через Грецию. Неудивительно, что газовые переговоры оказались в повестке дня визита Ципраса.
Впрочем, конкретных договоренностей с Грецией по «Турецкому потоку» вчера достигнуто не было. «Мы, конечно, об этом говорили, говорили немало, но сейчас сказать нечто конкретное затруднительно, потому что это требует конкретной профессиональной подготовки на уровне хозяйствующих субъектов: «Газпрома», соответствующих министерств и ведомств РФ и партнеров в Греции», – сказал Путин на пресс-конференции после переговоров с Ципрасом. Премьер, в свою очередь, заявил, что Греция изучит возможность участия в строительстве газопровода, заметив с улыбкой, что его страна не может принять название «Турецкий поток». Но этот проект, надеется он, «улучшит наши отношения с Турцией».
Правда, в газовом вопросе Греция будет существенно завязана на Брюссель и на формируемый Энергетический союз. «Пока сложно судить, насколько в рамках новых правил Брюссель сможет оказывать давление на страны, которые могли бы самостоятельно выстраивать отношения с Россией и «Газпромом», – отметил Белов. – Но несомненно, Греция – один из кандидатов, кто бы пошел навстречу России, если это будет возможно».
Белов не сомневается, что визит Ципраса будет разыгран как попытка давления на Брюссель через выстраивание отношений с Москвой. «И Греция будет подвержена обструкции, и сам Ципрас будет ей подвержен. Греция получит больше негатива, нежели позитива, по крайней мере со стороны Брюсселя, – подчеркнул эксперт. – Россия вправе использовать существующую конкуренцию между отдельными странами ЕС за факторы капитала, услуг, рабочей силы, товаров. У России есть полное право пользоваться этим правом и напомнить Брюсселю, что именно в политической и экономической конкуренции есть возможность продвижения вперед. А попытки создания Энергетического союза или других союзов против России будут похожи на Госплан и будут вредить ЕС не меньше, чем России».
Комментируя призывы руководства и чиновников ЕС к Ципрасу, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал: «Если кто-то из европейцев начинает действовать исходя из своих национальных интересов, то это воспринимается как нарушение принципа солидарности. Как будто принцип солидарности, как сейчас может показаться, был изобретен только для того, чтобы поддерживать русофобское меньшинство в Евросоюзе».
По словам Лаврова, Россия хочет, чтобы каждая страна ЕС в выборе своих экономических и политических приоритетов, а также партнеров руководствовалась своими национальными интересами, а не придуманными принципами. «Они и принципами-то не являются, а только предлог для того, чтобы держать всех в какой-то антироссийской «упряжке», – пояснил министр.
Пока же факты свидетельствуют об обратном. Вот и председатель Европарламента Мартин Шульц предупредил греческого премьера о недопустимости отклонения от общего курса ЕС в отношении России. В интервью газете Munchner Merkur он заверил, что греческое правительство может рассчитывать на солидарность ЕС. «Но и мы можем в ответ также требовать солидарности и чтобы эта солидарность не пострадала от сворачивания совместных действий в одностороннем порядке», – сказал Шульц.
В Еврокомиссии (ЕК) вчера проявили большую сдержанность, чем в Европарламенте. «Представители стран – членов Евросоюза свободны в выборе поездок по миру, и Еврокомиссия не будет пускаться в спекуляции в связи с визитом в Москву премьер-министра Греции Алексиса Ципраса», – заявил вчера официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас на брифинге в Брюсселе.
Отвечая на вопрос, будет ли Ципрас информировать ЕК об итогах визита в Москву, Схинас сказал: «Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер находится в контакте со всеми членами Европейского совета. Я ничего не исключаю, но не могу объявить об этом». При этом Схинас отказался комментировать критические высказывания Ципраса о санкциях ЕС в отношении России, заметив: «До сих пор мы все едины, и Еврокомиссия считает и надеется, что мы останемся едины, как это доказало последнее решение Европейского совета 19 марта».
По итогам переговоров с Путиным Ципрас заявил, что Греция привержена обязательствам в рамках ЕС и других международных организаций, но сохраняет право вести самостоятельную внешнюю политику. «Мы уважаем наши обязанности во всех международных организациях, в которых состоим, и одновременно используем все возможности на международном уровне на основе взаимовыгодного сотрудничества в целях продвижения и защиты интересов греческого народа», – пояснил он.
По словам Ципраса, в последние годы отношения РФ и Греции находились в состоянии рецессии и спада. «Сегодня в Москву пришла весна, и мне кажется, что мы можем привнести весну в греко-российские отношения», – с оптимизмом сказал премьер.
Однако, по мнению Путина, Россия не собирается налаживать отношения с Евросоюзом в целом, используя отдельные страны – члены ЕС. Так российский президент прокомментировал заявления ряда европейских политиков и СМИ о том, что Москва хочет использовать Афины как троянского коня, чтобы наладить отношения с Брюсселем. Как заявил Путин, «мы никого ни на что не уговариваем и никого ни к чему не склоняем». И если греческое правительство считает возможным расширять отношения, то Россия, по словам Путина, готова сделать встречные шаги во всех сферах.