Глава Еврокомиссии делает ставку на европейскую армию как гаранта безопасности на континенте. Фото Reuters |
Европа озадачена неожиданной инициативой главы Комиссии ЕС Жан-Клода Юнкера относительно создания так называемой европейской армии. По его словам, она помогла бы Брюсселю «сформировать общую внешнюю политику и политику безопасности и совместно нести ответственность за Европу во всем мире». Россия потребует от Брюсселя объяснений.
Позиция сформулирована в интервью Юнкера берлинской Welt am Sonntag. Естественно, ее заметили в Москве, всегда чувствительной к любым аспектам безопасности. Как заявил вчера журналистам заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Мешков, «хотелось бы понять, о чем идет речь. За последние 30 лет европейские политики на разных уровнях такую тему затрагивали. Что в этот раз имел в виду Юнкер, нам трудно догадываться».
Актуальная ситуация на европоле вроде бы не такова, чтобы увлекаться военной стратегией. План Юнкера, направленный на ускорение экономического роста и борьбу с безработицей в ЕС, все еще дорабатывается. Европейский центробанк приступил вчера к покупке гособлигаций по программе количественного смягчения, слывущей, прежде всего в немецких финансовых кругах, рискованной. С Грецией у Брюсселя что ни день новые коллизии. К тому же вчера евро скатился до 1,07 долл. Но тем не менее в Брюсселе размышляют о возможных совместных вооруженных силах стран сообщества.
В мотивации, приводимой главой Еврокомиссии, есть антироссийский довод. Поскольку, заявляет Юнкер, желаемая им армия «даст России понять, что мы серьезно относимся к отстаиванию ценностей Европейского союза». Членам же сообщества путем координации сил и средств сулят экономию военных бюджетов: по всему ЕС до 120 млрд евро в год, как говорилось в понедельник на брифинге в Брюсселе. При этом Юнкер убеждает, что вместе с такой армией появится гарантия, что между странами ЕС никогда не будет войны.
Некоторые вещи звучат странно. Юнкер признает, что «Европа в последнее время изрядно потеряла престиж, даже во внешней политике нас перестают принимать всерьез». Но военные дела и прежде никогда не были инструментом поднятия престижа ЕС, привлекательного достижениями в экономике и других мирных сферах.
В качестве ближайшей задачи вопрос о сколачивании европейской армии, или, иными словами, объединение в один кулак армий 28 стран ЕС, разумеется, не стоит. Проблема достаточно щепетильна. Ни идея, ни попытки европейских военных объединений никогда не вызывали симпатий Вашингтона, командующего в НАТО. США всегда настаивают на увеличении вклада европейских союзников в альянс, но против любой «евро-НАТО» с отдельными структурами.
Однако перспектива кажется привлекательной в некоторых европейских кругах. Инициативу Юнкера активно поддерживают в Германии. В первую очередь министр обороны Урсула фон дер Ляйен. При этом бундесвер рассматривают в качестве стержня возможного варианта объединенных евросил, подчеркивая, что уже есть франко-германская бригада, германо-нидерландский корпус и некоторые другие интеграционные шаги в военной сфере. Целью, полагают в Берлине, должна быть дееспособная сильная армия, но «знающая свое место в НАТО».
Военная тематика в рамках ЕС не ограничивается инициативой Юнкера. В понедельник в Брюсселе был представлен доклад экспертной группы во главе с бывшим генсеком НАТО и главным дипломатом ЕС Хавьером Соланой. Документ «Больше союза в европейской безопасности» рекомендует новую европейскую стратегию, обладающую «политической и военной способностью проведения автономных интервенционистских операций вне европейских границ». Одновременно предлагается создать военную штаб-квартиру ЕС в Брюсселе.