Йерун Дейсселблум (слева) и Янис Варуфакис не теряют оптимизма. Фото Reuters
Саммит ЕС стартовал вчера в Брюсселе с опозданием – в связи с затянувшимися переговорами в Минске. Но министры финансов начали готовиться к мероприятию заранее: накануне ночью они встретились в бельгийской столице, чтобы обсудить один из самых острых вопросов, который дискутируется на двухдневном саммите, – о продлении программы финансовой помощи Греции. Переговоры длились более пяти часов, но глава Минфина Греции Янис Варуфакис и его коллеги из Еврогруппы так и не пришли к какому-либо решению.
Некоторые аспекты отношений между Москвой и Афинами также обсудили вчера по телефону глава МИД Греции Никос Кодзиас и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Разговор состоялся по инициативе греческой стороны и стал продожением рабочего визита греческого министра в Москву.
Для нового греческого министра встреча с партнерами из ЕС стала хорошей возможностью еще раз представить варианты решения проблемы долговых обязательств. Но пока Еврогруппа и греческая сторона отстаивают свои позиции, не желая идти на компромисс. «Мы исследовали ряд вопросов, один из которых касался текущей программы финансовой помощи Греции, обсуждали возможность ее продления. Некоторые согласны с тем, что такой вариант предпочтительнее, но пока мы не пришли к каким-либо выводам. Нам нужно больше времени», – прокомментировал ситуацию глава Еврогруппы и министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум.
Нет уверенности в скором решении греческого вопроса и у министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле. «Греция имеет право поступать так, как хочет. Но мне бы было интересно послушать, что она собирается делать за рамками программы помощи», – скептически отметил Шойбле, добавив, что «программа должна быть завершена, или это будет не программа».
28 февраля завершается срок действия программы финансовой помощи Греции. Афинское руководство во главе с новым премьером, лидером леворадикальной партии СИРИЗА Алексисом Ципрасом, отказывается продлевать его, поскольку Афины не устраивает формат взаимоотношений с тройкой кредиторов (ЕЦБ, Еврокомиссия и МВФ). Отказ от режима жесткой экономии был основным пунктом предвыборной программы партии Ципраса. «Многие говорили нам, что, поскольку эта программа существует, мы должны продлить ее. А мы объяснили, что были избраны для того, чтобы поставить под сомнение целесообразность этой программы», – цитирует Euronews греческого министра финансов.
Варуфакис не оставляет попыток облегчить долговое бремя государства. Он изложил партнерам из ЕС свой план реструктуризации долга, основой которого мог бы стать выпуск краткосрочных облигаций. Средства, полученные от размещения бумаг, исполнили бы роль промежуточного кредита и помогли бы Греции дотянуть до июня. Глава Минфина также говорил о возможности разделения государственного долга Афин на две части: первую часть Греция могла бы выплачивать, исходя из текущих темпов экономического роста, а выплату второй части и вовсе можно сделать бессрочной.
Как отметил в беседе с «НГ» заведующий отделом экономических исследований Института Европы РАН Анатолий Бажан, у греческой проблемы есть еще одно решение. «Греция может объявить дефолт. Тогда кредиторы списывают долг или полностью, или частично. И проблема ликвидируется. Но это чревато большими потрясениями для греческой экономики», – пояснил он.
Не исключено, добавил Бажан, что Еврогруппа действительно согласится на реструктуризацию долга, поскольку дефолт – нежелательный исход не только для Афин, но и для всего ЕС. Но пока – замкнутый круг: кредиторы не хотят одалживать деньги Греции, но не могут этого не делать, и долги растут.
Еще одним решением проблемы, по мнению Бажана, мог бы стать выход Греции из еврозоны: оперируя с курсом своей валюты, снижая его, можно добиться увеличения объемов экспорта и появления средств для возвращения долга. Однако настроения в греческом обществе таковы, что афинскому руководству лучше не допускать подобного развития событий. Как сообщает Daily Telegraph, Варуфакис на встрече в Брюсселе подчеркнул, что Греция «абсолютно точно» не покинет еврозону.