Лидеры Германии и США обсудили ситуацию в Украине. Фото Reuters |
Сегодня в Минске в «нормандском формате» должна состояться встреча глав государств и правительств России, Германии, Франции и Украины. Одновременно завершается небывалый дипломатический марафон канцлерин ФРГ Ангелы Меркель, связанный с продвижением франко-германской инициативы по Украине. Последним его этапом стали визиты в Вашингтон и Оттаву, состоявшиеся в понедельник.
Немецкий лидер проявила незаурядную энергию и настойчивость в процессе подготовки Минского саммита. Визиты и переговоры день за днем, телефонные обсуждения, выступление на Мюнхенской конференции по политике безопасности требуют большой политической и физической выдержки. Канцлерин начала этот процесс на прошлой неделе совместными с президентом Франции Франсуа Олландом переговорами в Киеве и Москве. Президент России Владимир Путин поддержал усилия по реализации Минских договоренностей с целью безотлагательного прекращения войны, ведущей к жертвам среди мирного населения. Это стало важной предпосылкой дальнейших усилий Меркель.
Собственно говоря, о заокеанской поездке канцлерин было объявлено раньше, чем о демарше Берлина и Парижа по украинскому кризису. Поводом называлась необходимость обсудить вопросы саммита G7, который в этом году пройдет в Германии. В перечне проблем, вынесенных на повестку дня, значились, конечно, Украина и отношения с Россией, но не как основные. Однако именно они были в центре встречи Меркель 9 февраля с президентом США Бараком Обамой в Белом доме, а затем и с канадским премьером Стивеном Харпером в Оттаве.
Франко-германская инициатива явилась большой неожиданностью для США. Она разрабатывалась в Париже и Берлине без обычных в таких случаях утечек в прессу, как, впрочем, и все остальные связанные с ней переговоры. Конечно, непосредственные участники «нормандского формата», и прежде всего российский президент, знают ее содержание и предлагают заранее обговорить условия и наполнение встречи на высшем уровне в Минске 11 февраля. Несомненно, это не тайна и для американцев, но не секрет и то, что в американской администрации и конгрессе сильны настроения против переговоров и в пользу поставки вооружений Киеву для военного решения им ситуации. Очевидно, что соответствующие планы уже составлены.
В вашингтонских переговорах наблюдался обоюдный цугцванг. Настроения в Европе, уставшей от украинского кризиса, заведомо не позволяли канцлерин взять сторону США, как было в мае прошлого года. В понедельник Совет ЕС по иностранным делам даже отложил в ожидании Минского саммита введение дополнительного санкционного списка, чтобы не осложнять атмосферу четырехсторонней встречи. Несогласие многих европейцев с политикой Путина в отношении Украины сочетается с прогрессирующей расстыковкой ряда европейских стран с американскими установками, особенно в вопросе вооружения киевского режима. В частности, немцы почти единодушно считают, что это путь к большой войне. Поэтому и Обама вынужден маневрировать, чтобы не лишиться «единогласия» с ЕС насчет антироссийских санкций и других конфронтационных мер.