Фото Reuters
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси встретился в субботу с эмиссарами эмира Катара и короля Саудовской Аравии. Это была первая дипломатическая беседа между Дохой и Каиром, с тех пор как ас-Сиси вступил в должность после низложения Мохаммеда Мурси: до этого страны полтора года пребывали в крайне недоброжелательных отношениях. Примирению двух государств способствовала Саудовская Аравия.
Президента Мурси в июле 2013 года свергли военные под руководством ас-Сиси. Канал «Аль-Джазира», который базировался в столице Катара, назвал эти египетские события «переворотом», что возмутило ас-Сиси и его сторонников, в том числе Саудовскую Аравию и ОАЭ. Именно тогда обострились отношения между Каиром и Дохой, так как Катар тесно сотрудничал с правительством исламистов. Когда «Братья-мусульмане» вместе с Мурси были отстранены от власти и ушли в подполье, им продолжали поступать финансовые средства от Катара. Это привело и к разногласиям Катара с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива: «Братья-мусульмане» были признаны террористической организацией не только в Египте, но и в Бахрейне, Саудовской Аравии и ОАЭ. Все эти страны считают, что «Братья-мусульмане» представляют собой экзистенциальную угрозу для их режимов. Абу-Даби и Эр-Рияд неоднократно обвиняли Катар в том, что «Аль-Джазира» в Дохе является рупором «Братьев-мусульман», но государство это неизменно отрицало.
Но в середине ноября прошли переговоры между Катаром, с одной стороны, и Бахрейном, ОАЭ и Саудовской Аравией – с другой. Отозванных ранее глав дипмиссий было решено в Доху вернуть, а разногласия прекратить. Так был закончен спор между Советом сотрудничества арабских стран Персидского залива и Катаром. Тогда же саудовский монарх призвал Египет присоединиться к примирительному соглашению. В том соглашении было указано, что общая политика всех стран Персидского залива – «поддержка Египта и вклад в его безопасность и стабильность», – передает телеканал «Аль-Арабия».
В итоге в субботу египетский президент пожал руку представителю эмира Катара. Короля Саудовской Аравии Абдаллу ибн Абделя Азиза ас-Сауда представлял его личный секретарь Халед ибн Абдель Азиз ат-Тувейдржи, а эмира Катара Тамима бен Хамада ат-Тани – шейх Мухаммед бен Абдель Рахман ат-Тани. Эмиссар саудовского монарха заявил, что «поддерживает открытие новой страницы в отношениях между странами». Ас-Сиси подчеркнул, что высоко ценит усилия Саудовской Аравии по примирению Каира и Дохи и надеется на то, что удастся «перевернуть страницу прошлых разногласий» с Катаром и стараться в дальнейшем вместе не обмануть «надежды и чаяния арабских народов». Администрация эмира Катара сообщила, что государство «полностью находится на стороне братской египетской республики, ценит роль и поддерживает ее место и влияние в арабском и исламском мире», а также – что признает ведущую роль Египта в арабском и мусульманском мире.
«Последнее, в чем можно нуждаться, – это раскол Совета и неспособность входящих в него стран говорить в один голос», – отметил эксперт британского Королевского института объединенных исследований Майкл Стивенс. Разногласия в стане стран Персидского залива приносят множество проблем, отмечают западные СМИ. В частности, трения ослабляют их усилия, направленные на поддержку повстанцев в Сирии, борющихся с режимом Башара Асада. Также конфликты способствовали обострению ситуации в Ливии, поскольку представители разных государств поддерживали противоборствующие силы.
Египет рассчитывал получить от богатых нефтью и газом стран Персидского залива финансовую поддержку – миллиарды долларов, чтобы вложить их в восстановление экономики, ослабленной со времен революции 2011 года. Предполагалось, что большая часть денег поступит от Катара, который был настроен на поддержку Мурси, избранного в 2012 году. Но когда между странами обострились отношения, из Дохи поступила просьба вернуть депозиты, которые хранились в Центральном банке Египта. Сейчас Египет вернул Катару 6 млрд долл., а еще 500 млн собирается выплатить во второй половине 2015 года. Но при этом, когда ас-Сиси пришел к власти, Каир получил финансовую поддержку от других стран Персидского залива: в прошлом году Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ пообещали перечислить 10,6 млрд долл., сообщает Wall Street Journal.