Рауль Кастро жесткими формулировками успокоил консервативное крыло Компартии. Фото Reuters
Гавана выдает нормализацию отношений с Вашингтоном за собственную победу. Кубинский лидер Рауль Кастро объявил сближение торжеством Кубинской революции и подчеркнул, что речи об окончании коммунистического правления на Острове свободы не идет. Между тем Москва иллюстрирует этим примером тезис о том, что давление Запада не заставит ее изменить позицию по принципиальным вопросам, а «санкции против России закончатся позором для тех, кто их ввел».
В транслируемой по телевидению речи Кастро, с которой дважды в год он обращается к парламенту, кубинский лидер чередовал примирительные сигналы, адресованные США, и глубоко патриотические – предназначенные для внутренней аудитории. Объявление о том, что Гавана «выиграла войну», таким образом, соседствовало с похвалой и благодарностью Бараку Обаме.
Вывод: Куба приветствует восстановление дипломатических связей и будет обсуждать с США остающиеся противоречия, но не пойдет на уступки по принципиальным вопросам.
«Не нужно думать, будто ради улучшения отношений с США Куба откажется от идей, за которые она боролась более века, за которые ее народ пролил столько крови и подвергся таким огромным рискам, – сказал 83-летний Кастро в субботу. – Таким же образом, как мы никогда не требовали, чтобы США изменили свою политическую систему, мы потребуем уважения нашей системы». Страна будет строить «процветающий и устойчивый коммунизм», добавил он, и не потерпит внешнего вмешательства в свои суверенные дела. Взаимное уважение необходимо, так как дипломатический процесс только начинается, для отмены экономического эмбарго предстоит «долгая и сложная борьба», а кубинские беженцы в США попытаются саботировать процесс (они уже сотнями выходят на улицы).
Эксперты объясняют необходимость жестких формулировок, которые Кастро пустил в ход для внутреннего пользования, тем, что, подобно тому, как Обама сталкивается с критикой своего шага со стороны ряда законодателей, кубинский лидер вынужден усмирять консервативную часть Коммунистической партии. Консерваторы хотят, чтобы, как и в 1960-е годы, нормализация отношений между двумя странами была возможной только в том случае, если Вашингтон полностью снимет торговое эмбарго. «Рауль успокаивает некоторых людей», – пояснил New York Times бывший кубинский дипломат Карлос Алзугарай. По словам эксперта, американо-кубинская дружба находится в зачаточном состоянии, и ее приходится защищать от агрессивных влияний любого рода.
Тем не менее уступки со стороны Гаваны, по некоторым данным, уже есть. Куба приняла решение освободить 53 человека, которых США считают политическими заключенными (диссидентами), передает CNN. Гавана также согласилась разрешить своим гражданам широкий доступ к Интернету и позволить Международному комитету Красного Креста и чиновникам, занимающимся в ООН правами человека, впервые за долгие годы вернуться на остров. О тех же фактах говорится в комментарии «Новая политика президента Обамы в отношении Кубы направлена в будущее, а не в прошлое» (авторы – госсекретарь Джон Керри, министр торговли Пенни Прицкер и министр финансов Джейкоб Лью), который опубликован в субботу в Miami Herald в качестве отпора критикам Обамы.
Большие надежды возлагаются и на личное сближение двух лидеров, которые теоретически могут встретиться в апреле в Панаме на саммите Америк. Более того, американский лидер не исключает, что когда-нибудь посетит Кубу. Дипломатические связи с Кубой активизировала и Россия. Заседание 12-й российско-кубинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин использовал, чтобы наглядно проиллюстрировать свой месседж, адресованный США: политика санкций не приносит результатов, рано или поздно приходится восстанавливать связи. «Кубинская сторона не собирается поступаться принципами, то есть она не будет сливать свою принципиальную позицию в обмен на те обещания, которые пока являются частью устного диалога, инициированного Вашингтоном, – заявил вице-премьер. – Кубинская сторона добилась этого (нормализации отношений. – «НГ»), но инициатором стала американская сторона». Точно так же и «санкции против России окончатся позором для тех, кто их ввел», отметил он. Кубинцев интересовала позиция РФ относительного давления, которое оказывается на нее со стороны Запада, добавил Рогозин, им было важно убедиться в неизменности позиции Москвы «по таким принципиальным вопросам, как Крым, укрепление суверенитета и независимости». Верность принципам как ответ Западу в глазах Рогозина сближает Москву и Гавану.