Фото Reuters
Рейнский мегаполис Кельн стал вчера вслед за завершившимся накануне съездом ХДС местом еще одного внутриполитического собрания – конференции министров внутренних дел всех 16 земель и Федерации. Перед двухдневным синклитом стоит острый вопрос: как быть с выныривающими словно грибы после дождя движениями, группами и ячейками правопопулистского и экстремистского спектра. Особое беспокойство вызывает новое массовое движение «Патриоты Европы против исламизации Запада» (PEDIGA).
В Дрездене оно провело свою понедельничную демонстрацию – восьмую неделю подряд. В этих вечерних шествиях и митингах участвует до 10 тыс. человек. Они скандируют, как во времена протеста против режима ГДР: «Мы – народ», требуют законности и порядка, ужесточения норм миграции. В Дюссельдорфе аналог РЕDIGA называется DUGIDA и собирает меньше людей. Но проблема в том, что похожие не только по антиисламской, но и политико-идеологической сути группы действуют во многих городах.
Это перерастает в явление. Хотя сейчас на первый план вышло РEDIGA, никуда не делись и «Хулиганы против салафитов» (HOGESA), устроившие пятитысячный марш с элементами погрома в Кельне (см. «НГ» от 28.10.14). В середине ноября та же публика (3,2 тыс. человек) демонстрировала и митинговала в Ганновере.
Немецкая пресса, как правило, аттестует эти новые движения как правопопулистские. Но вместе с тем порой признает, что к ним на общей базе ксенофобии пристраиваются, а то и встраиваются в них неонацистские партии и активисты. Так, на упомянутой сходке в Ганновере одним из ораторов был некто Михаэль Штюрценбергер, предводитель баварской партии «Свобода», неонацистский характер которой, как и некоторых других, прикрывающихся названием «Свобода», не вызывает сомнений.
Министр внутренних дел земли Северный Рейн – Вестфалия Ральф Егер в интервью газете Kulner Stadt-Anzeiger призвал вчера не допустить недооценки таких движений, как PEDIGA. Иначе, считает он, на фоне успеха правых популистов на выборах в некоторых странах – членах ЕС «политические проблемы» грозят и Германии. Он предупреждает, что «во время подобных демонстраций подогреваются массовые предрассудки и создается впечатление, будто сама религия является экстремистской».
Завершившийся съезд ХДС дистанцировался как от от PEDIGA, так и HOGESA, но ни анализа явления, ни предложений, способных изменить ситуацию, не представил. В решении съезда лишь говорится о недопустимости ситуации, когда «принципиально гарантированной свободой собраний злоупотребляют для устройства уличных боев с полицией и скандирования враждебных иностранцам и расистских лозунгов».
Проблема же остается. В совокупности все эти протестные группировки при разности оттенков образуют, по мнению известного эксперта по экстремизму Александра Хойслера, «странную смесь возмущенных граждан и праворадикальных активистов». Страхи насчет «исламизации» ширятся не только в связи с ростом в Германии числа мигрантов, но и из-за официальных и неофициальных дискуссий насчет того, что «понаехавшие» слишком много получают социальных пособий и т.д. Но, констатирует дюссельдорфский эксперт, на ситуацию влияют и опасения по поводу возможной потери немцами национальной идентичности.