Фото Reuters
В политике ФРГ не сходятся концы с концами. Бундесвер берет на себя центральную роль в ускоренной подготовке Группы повышенной боеготовности или так называемого острия копья НАТО. Антироссийский характер военных приготовлений очевиден. Вместе с тем немецкая дипломатия старается сохранить инициативный имидж, поговаривая о неких новых схемах преодоления стопора между НАТО и РФ.
Как стало известно, вопрос о поддержании связи между альянсом и Москвой был поднят во вторник министром иностранных дел ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером в рамках брюссельской встречи глав дипломатических ведомств стран НАТО в Брюсселе. Берлинская Welt назвала это вчера «неожиданной инициативой», направленной на возобновление каким-то образом возможности оперативного контакта сторон по ситуациям, вызывающим напряженность. «Мы обязаны подумать о том, чтобы развитие не вышло полностью из-под контроля, проложив путь военному конфликту», – заявил министр.
Совет Россия–НАТО (СРН) не работает. Явно вопреки логике, поскольку площадка создавалась как раз для обсуждения и поисков решения проблем. Многие европейские политики и обозреватели уже высказывали недоумение в связи с натовским блэкаутом. Штайнмайер отразил беспокойство царящей бесконтактностью между НАТО и РФ. Но как это преодолеть, конкретно не предложил. О прямом возобновлении деятельности многострадального СРН речи тоже не было. Немецкие комментаторы полагают, однако, что Штайнмайеру представляется некий диалоговый формат НАТО и России на уровне послов или военных экспертов, который позволил бы оперативно обсуждать в конфликтной ситуации военные происшествия и «неожиданные события». Или, как считает главный немецкий дипломат, по крайней мере выяснять цели военных учений и передвижения войск.
Как сказал Штайнмайер, «состояние бесконтактности» между альянсом и Россией должно быть исправлено. Отношение Москвы он «пока не зондировал», а на брюссельской встрече «пять-шесть государств» отнеслись к его предложению положительно. Но это был пока не более чем пробный шар. «Последует ли НАТО инициативе Берлина, неизвестно», – отмечают немецкие СМИ. Этому не способствовала атмосфера на встрече в Брюсселе с преобладанием обвинений России в агрессивности и утверждением мобилизационных мер противодействия.
В рамках этой политики Берлин выглядит конкретнее, чем в дипломатии. Так, в Брюсселе Штайнмайер, имея в виду реализацию военных решений блока, обещал коллегам, что его страна обеспечит «повышенную готовность НАТО к руководству и действию». При этом Бундесвер выделит крупное соединение для сил быстрого реагирования альянса. Основой для этого «острия копья» НАТО станут располагающийся в Мюнстере 1-й немецко-нидерландский корпус, а также 371-й мотопехотный батальон в саксонском Мариенберге. К ним с появлением норвежского генсека НАТО подсоединят и часть из его страны.
Пока немецко-нидерландский корпус, созданный в 1995 году, насчитывает всего 450 солдат. Но он отличается высокой мобильностью и боеспособностью и может быть использован независимо от имеющейся инфраструктуры. Штаб корпуса в Мюнстере специализирован на командовании многонациональными соединениями, чем уже занимался в 2003 и 2009–2010 годах в Афганистане. Готов к задействованию в любой точке мира. 371-й мотопехотный батальон располагает 30 бронетранспортерами Marder («Куница») и насчитывает 900 солдат. Часть побывала в Косово и Афганистане. Как пишет массовая Bild, мотобатальон должен стать головным подразделением боевого «острия копья» НАТО. В свою очередь, телеканал ARD сообщает, что «копье» должно быть готово к применению «например, в Польше или союзных странах Балтии» уже в начале следующего года.