Ангела Меркель демонстрирует депутатам Бундестага твердость позиции по спорной проблеме отношений с Моcквой. Фото Reuters
В ближайшее время едва ли можно ожидать «разморозки» российско-германских отношений. Канцлерин Ангела Меркель повторяет в Бундестаге свои обвинительные тезисы и односторонние требования в адрес РФ. «Меркель читает Путину нотации», – преподносит ее речь массовая Bild-Zeitung. Новые препоны ставятся и общению гражданских обществ. Стало известно, что вслед за срывом федеральным правительством планировавшегося на октябрь форума «Петербургского диалога» в Сочи теперь отменяется и встреча президиумов его российского и германского координационных комитетов, намечавшаяся на первые дни декабря в Мюнхене.
Пассажи речи Меркель в Бундестаге, посвященные России, выстроены по шаблону резких формулировок, озвученных после саммита G20 в Австралийском институте международной политики в Сиднее. Канцлерин договорилась там до утверждений, что политика России угрожает «большим пожаром» в Европе. В среду в Бундестаге канцлерин обрисовывала Россию как противника, подрывающего международное право, угрожающего европейскому миропорядку. По ее словам, «российскую аннексию Крыма», как и прямое или непрямое участие в боях в Донецке и Луганске, ничем не оправдать. К тому же Россия якобы отказывает ЕС и Украине в урегулировании. Федеральный канцлер считает, что поскольку противоборствующие стороны весьма далеки от соблюдения перемирия на востоке Украины, экономические санкции против России должны оставаться в силе.
Канцлерин, разумеется, подчеркивает, что решение военным путем невозможно. Она не забывает сказать и о важности диалога, способного разрядить конфликты. Повторено заверение сделать все, чтобы «достичь дипломатического решения в переговорах с Россией». Но превалирующая тональность представленной в Бундестаге линии обвинительная, жесткая. Очевидно, в Берлине еще уповают на то, что не сегодня завтра давление и санкции побудят Кремль пойти на пересмотр своих представлений о путях украинского урегулирования.
В парламентской дискуссии возразить курсу правительства осмелилась лишь оппозиционная Левая партия. Заместитель главы ее фракции Зара Вагенкнехт полемически заявила с трибуны, что канцлерин «втянула Германию в новый виток холодной войны с Россией», угрожающий миру в Европе. Она призвала отменить санкции против России, развязавшие «бессмысленную экономическую войну». Примечательно, что вчера это было воспроизведено в прессе, которая вообще крайне редко воспроизводит критику со стороны левых. Но в данном случае она, по-видимому, отражает довольно широкую общественную обеспокоенность ущербным состоянием российско-германских отношений.
Проблемы, создаваемые «Петербургскому диалогу» как институту общения наших гражданских обществ, не облегчают атмосферы. За требованиями о его реформе стоит ряд политиков, известных переходящей в русофобию критикой внутренней и внешней политики Кремля. Они шельмуют сторонников партнерства с Россией и хотели бы преобразовать имеющуюся площадку в своем духе.
Ситуация не ускользнула от внимания министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. Выступая в среду в Бундестаге, он согласился с тем, что «при сужении в последние годы общественного пространства в России диалог стал труднее», и следует подумать о модернизациях. Однако, подчеркнул он, «я бы не хотел, чтобы «Петербургский диалог» превратился в берлинский монолог. Тогда бы мы ничего не выиграли».
Как заметил Штайнмайер, отношения с Россией, очевидно, потребуют нового измерения. Но, по его убеждению, «архитектуру безопасности будет возможно создать лишь в том случае, если мы не обесценим все имеющиеся форматы диалога и не выбросим их на свалку истории». А вчера он еще раз высказался против введения новых антироссийских санкций. «Должно ли быть нашим намерением и нашей целью подавление России в экономическом плане? Мой однозначный ответ – нет. Это не являлось, не является и не может быть смыслом санкций», – заявил политик в четверг, 27 ноября, выступая на организованном мюнхенской газетой Suddeutsche Zeitung экономическом форуме в Берлине.