Урсула фон дер Ляйен – главная звезда на небосклоне Бундесвера. Фото Reuters
Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен открыла первый в стране шоу-рум (демонстрационный зал) Бундесвера. Интерактивная выставка и рекрутинговый центр в Берлине, где потенциальные новобранцы могут лично пообщаться с представителями вооруженных сил и пройти собеседование, – еще один шаг военного ведомства на пути к превращению немецкой армии в престижное место работы. Антимилитаристы из Левой партии сопроводили церемонию открытия шоу-рума громкой акцией протеста.
Шоу-рум Бундесвера открылся в здании вокзала Фридрихштрассе, «между обувным магазином и аптекой», как не без иронии отметили немецкие журналисты. Здесь молодые люди могут побеседовать с представителями вооруженных сил и получить максимально реалистичное представление о службе в немецкой армии. Особо заинтересованных посетителей приглашают для более подробного разговора на верхний этаж офиса: там располагается Центр карьеры Бундесвера, где можно пройти собеседование и провериться на профпригодность.
На церемонии открытия собралось около сотни берлинских школьников и студентов: кое-кто успел не только пообщаться с военными, но и сфотографироваться с самой фон дер Ляйен. «Раньше такие офисы были в казармах, теперь нам захотелось вот такого открытого пространства. Мы вступаем в новые земли», – пояснил пресс-секретарь Минобороны Михаэль Бакхаус.
Экспонаты интерактивной выставки и общую атмосферу нового офиса журналисты оценили весьма невысоко. «Посмотреть в шоу-руме было на самом деле не на что, – отмечает корреспондент Sueddeutsche Zeitung Торстен Денклер. – Ковер голубой. Серые скамьи с голубой обивкой. Горсть голубых пуфиков. С помощью проектора показывают видеофильм о Бундесвере». Выставку дополняют два плоских экрана, один из которых был прикреплен к модели военного корабля, плакат с девизом кампании Минобороны: «Бундесвер. Активный. Привлекательный. Другой». И огромный манекен в военной форме и каске. «Бундесвер и министр просто не жалеют расходов и усилий, чтобы вдохновить молодежь на вступление в ряды армии», – с иронией заключает журналист, сравнивая шоу-рум с залом ожидания рядового берлинского офиса.
Нынешняя цель Минобороны – принимать по 60 тыс. заявок от потенциальных новобранцев в год, чтобы те, кто занимается отбором кандидатов, могли выбрать среди них 20 тыс. Это количество, которое необходимо ежегодно, чтобы в Бундесвере служили 185 тыс. военных и 55 тыс. гражданских. Команда оборонного ведомства ранее представила законопроект из 23 пунктов, в котором было перечислено, как именно планируется улучшить условия службы в армии: повышение денежного довольствия, сокращение рабочей недели до 41 часа, дополнительные льготы для детей военнослужащих. В каждой казарме фон дер Ляйен собиралась повесить плазменную панель, поставить холодильник и подключить беспроводной Интернет. На реализацию проекта планировалось потратить 122,5 млн евро в 2015 году, а в 2016-м – около 300 млн евро.
Пока фон дер Ляйен под шум поездов представляла берлинский шоу-рум и рассказывала о программе повышения престижа Бундесвера как работодателя, на другой стороне улицы развернулась акция протеста. Более 20 демонстрантов, среди которых были представители Левой партии, держали транспаранты с антимилитаристскими лозунгами и выкрикивали: «Никакой рекламы смерти!» Фон дер Ляйен ответила на это ледяной усмешкой: «Демонстранты могут к нам присоединиться».
Открытие шоу-рума Вооруженных сил Германии состоялось вскоре после того, как федеральное правительство ФРГ одобрило участие немецкого контингента в миссии «Решительная поддержка» в Афганистане, задача которой состоит в обучении, консультации и поддержке афганских военнослужащих. Было решено, что в 2015 году на территории афганского государства останутся 850 солдат из Германии.
Проблема падения популярности вооруженных сил и недостатка мотивированных служащих актуальна уже не первый год. Она в значительной степени связана с тем, что три года назад в Германии был отменен обязательный призыв на военную службу. Фон дер Ляйен поставила цель превратить службу в армии в перспективное и прибыльное место работы для молодежи еще в декабре 2013 года, когда вступала в должность главы Минобороны. Вскоре после этого в Германии начали распространять рекламные буклеты: с их страниц министр призывала вступать в ряды немецкой армии, представляя ее «так, как будто Бундесвер в будущем превратится в подобие компаний Apple, Facebook и Google, которые сейчас являются самыми привлекательными работодателями в мире», – прокомментировал инициативу министра обороны Spiegel.
«Фон дер Ляйен – третий политик и министр, который занимается проблемой кадрового состава армии. Эта работа была начата еще при Карле Теодоре цу Гуттенберге и Томасе де Мезьере, – прокомментировал руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. – На мой взгляд, сейчас Германия примерно на две трети продвинулась в решении этой проблемы: армия становится профессиональной. Берлинский шоу-рум – лишь часть программы, которая способствует тому, чтобы люди шли в армию не только с целью решить свои экономические проблемы, но и по убеждению, по профессиональным параметрам.