Барак Обама и Си Цзиньпин пришли к согласию по вопросам климата. Фото Reuters
Президент США Барак Обама и председатель КНР Си Цзиньпин договорились в Пекине о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу. Китайский лидер заявил, что он и его американский коллега сделают все возможное для подписания соглашения на международных переговорах по изменению климата в конце 2015 года в Париже.
США и Китай – две крупнейшие экономики мира – несут ответственность примерно за 45% вредных выбросов в атмосферу. Подготовка к двусторонним переговорам об изменении климата в шла девять месяцев. Ранее Пекин в ходе многосторонних встреч участвовал в обсуждении возможных путей решения этой проблемы, однако ни разу китайская сторона не устанавливала конкретную дату по ограничению выбросов.
На этот раз Пекин сообщил о решении снизить выбросы углекислоты в атмосферу к 2030 году. На саммите ООН в сентябре Китай заверил, что скоро будут приняты новые параметры, ограничивающие выбросы парниковых газов. Также КНР планирует на 20% использование энергии из возобновляемых источников.
Обама высказался более определенно: к 2025 году Соединенные Штаты намерены сократить неблагоприятный показатель на 26–28% по сравнению с 2005 годом. Это новое обязательство носит дополнительный характер: ранее Белый дом принял программу по сокращению выбросов на 17% к 2020 году.
Впрочем, представители Республиканской партии в Конгрессе полагают, что предложения Обамы не смогут быть реализованы. «План, который президент оставит своему преемнику, приведет к повышению цен на электроэнергию и сокращению рабочих мест», – подчеркнул лидер республиканского меньшинства в Сенате Митч Макконнелл.
Аналогичные разногласия наблюдались вчера и в Берлине: вице-канцлер и министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль и министр окружающей среды Барбара Хендрикс спорили о необходимости закрытия государством тепловых электростанций, работающих на угле. Габриэль убеждал коллегу из Социал-демократической партии, что закрытие угольных ТЭЦ приведет к резкому росту цен на электроэнергию и крах еще одной промышленной отрасли. Хендрик же уверяла, что без закрытия ТЭЦ Германия не сможет выполнить план по сокращению парниковых выбросов в атмосферу к 2020 году.
Встреча Обамы и Си Цзиньпина в Пекине получилась весьма радушной. Как отмечают западные СМИ, успешные переговоры с Си можно считать утешительным призом для американского лидера после неудачных для него выборов в Конгресс США. Председатель КНР пригласил коллегу пообедать в партийной резиденции «Чжуаннаньхан» и заявил гостю, что рассматривает встречу как фундамент будущих стабильных взаимоотношений: «Пруд начинается с множества капель воды». Обама ответил, что хотел бы «перевести отношения на новый уровень». «Если США и Китаю удастся эффективно работать вместе, весь мир от этого выиграет», – цитирует хозяина Белого дома New York Times.
Глава Белого дома приехал в Китай во второй раз. Впервые он посетил Пекин в 2009 году. Тогда Обама предложил китайским коллегам действовать по формуле G2, которая предполагала американо-китайский тандем по управлению миром. Но Вашингтон, как предполагал президент США, должен был быть в этой паре «старшим», и Китай в итоге отказался от такой формы сотрудничества. Еще одна американо-китайская встреча состоялась в июне прошлого года: Си Цзиньпин приехал в Калифорнию и снова вел речь о сотрудничестве мировых держав, но – на равных.
«Американцы не согласились с этим предложением: они продолжали свою политику «поворота к Азии», подразумевающую сдерживание Китая военными и политическими методами. Как раз тогда Обама стал форсировать создание Транстихоокеанского торгового пакта, который предполагает исключение Китая из торговых отношений в Тихоокеанском регионе», – пояснил востоковед Юрий Тавровский. По его мнению, визит Обамы в Пекин является очень важным событием, а достигнутые лидерами договоренности способны всерьез изменить соотношение сил и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в мире.
«Проблема в том, что выполнены они не будут, – заявил эксперт. – Потому что в основе американо-китайских отношений лежит противостояние доллара и юаня, господствующей и нарождающейся валюты. Американцы не могут позволить никакой другой валюте, никакой другой державе составлять им конкуренцию. Я считаю, что американо-китайские отношения – антагонистические, непримиримые, и одна договоренность не способна что-либо изменить», – полагает эксперт.
Тавровский отметил, что недаром накануне саммита АТЭС Китай создал Азиатский банк инфраструктурных проектов – явный конкурент американского Всемирного банка. «Идет не на словах, а на деле создание параллельной мировой финансовой структуры во главе с Китаем, к которой примыкают страны БРИКС, в том числе и Россия. Мой прогноз таков: противостояние Америки и Китая будет в дальнейшем не только продолжаться, но и нарастать», – заключил Тавровский.