Фото Reuters
1 ноября приступает к работе новый состав Комиссии ЕС во главе с Жан-Клодом Юнкером. Ее главная задача – стимулирование экономического роста в 28 странах сообщества. Без восстановления в прежнем объеме отношений с Россией оздоровление европейской экономики едва ли может быть успешным и динамичным.
Словно по календарному капризу, 1 ноября, когда официально приступит к работе новый состав Комиссии ЕС, в этом году приходится на выходной – субботу. Важности события это, однако, не умаляет. После долгого ступора, вызванного то выборами Европарламента, то Украиной, но прежде всего латентным еврокризисом, в Брюсселе опять появился адрес, заслуживающий внимания, и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер уже не станет повторять свой знаменитый вопрос: «Европа? Какой у нее телефон?»
Более того, квазиправительство союза 28 европейских государств отныне возглавляет крупный политик и государственный деятель Жан-Клод Юнкер. Функции и полномочия в рамках новой команды им перераспределены, персональный состав существенно обновлен. Главной задачей объявлено инвестиционное стимулирование экономического роста.
Предшественник – португалец Жозе Мануэл Баррозу – оставляет преемнику из Люксембурга тяжелое наследие. Причем по всем азимутам – в экономике, политике, социальной сфере. А перед сдачей дел оперативно подброшены два нежданных скандала. Один вызван письмами, разосланными от имени уходящей Еврокомиссии правительствам Италии, Франции и ряду других стран, в которых, невзирая на их объективные трудности, выражались критика проектов их бюджетов на 2015 год и требования внесения в них изменений. Другой – буквально ультиматумом правительству Великобритании доплатить в кассу ЕС 2,1 млрд евро не позднее 1 декабря.
Вместо обращения к неотложным проблемам обе истории слишком очевидно грозили лишь отяготить старт новой брюссельской комиссии дополнительными раздорами. Ранее такого финансового надзора над национальными бюджетами не практиковалось. Тем не менее Рим и Париж, крайне заинтересованные в корректировке курса ЕС на рост, не стали затевать конфликт. Сошлись на письменном, хотя и без конкретных цифр, обещании Брюсселю постараться сократить бюджетный дефицит несколько больше бюджетных наметок.
С Лондоном сложнее. Требование денег воспринимается как посягательство не только на 66-процентную скидку с британских взносов в ЕС, выбитую во времена премьерства Маргарет Тэтчер и слывущую неприкосновенной. Для консервативного кабинета Дэвида Кэмерона это бомба, способная подорвать его планы и позиции в европейской политике. Его сторонники вполне могут усматривать в брюссельской претензии месть британскому премьеру, который, как известно, голосовал против нового главы Комиссии ЕС. Британцы возмущены, что с них требуют больше всего, хотя требования доплаты предъявлены также Нидерландам (642 млн евро), Италии (340 млн) и Греции на 89 млн евро, а Франции и Германии даже возвращают деньги – соответственно 1,1 млрд и 779 млн евро.
Брюссельская претензия стала подарком для британских евроскептиков. «ЕС – вампир, опьяненный кровью британских налогоплательщиков», – ораторствует шеф антиеэсовской Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж. По данным британской прессы, рейтинг этой партии сразу поднялся до 19%. По мнению немецкой Handelsblatt, уступка Кэмерона Брюсселю была бы равносильна его политическому самоубийству. Причем речи об этом не может быть не только до 1 декабря, но и до майских выборов 2015 года. Как заявил премьер в понедельник в Палате общин, Великобритания не намерена «даже приблизительно» платить требуемую сумму, и тем более до декабря. К тому же, по его словам, это «предварительная оценка», которая потребует проверки.
Лишний спор, однако, не к месту и не ко времени Юнкеру, вроде бы вознамерившемуся расставить новые акценты в политике ЕС. На первый взгляд шансы для этого есть. Маленькое Великое герцогство Люксембург, правительство которого Юнкер возглавлял 18 лет, породило весьма авторитетного европейского политика. Он знает в ЕС все и вся, прямо причастен к появлению европейской валюты (его прозвище – Мистер евро). Целых восемь лет он напрямую курировал дела и проблемы еврогруппы. Ему не нужно специально заботиться о контактах – они давно у него есть везде в Европе, включая Москву.
Хотя ему немало приходилось лавировать и уступать в европейской политике, Юнкер высказывал и свой взгляд на нее. В частности, был сторонником евробондов – совместных займов странам, тонущим в долгах и кризисе. Идее категорически воспротивилась канцлерин Ангела Меркель.
Впрочем, по-видимому, и сейчас успех или неудача Юнкера будет немало зависеть от того, сумеет ли он как глава Комиссии ЕС занять достаточно суверенную позицию при реализации своего проекта, предусматривающего 300 инвестиционных миллиардов евро для преодоления рецессии и массовой безработицы путем экономического рывка. А это – кричащая необходимость.
Во Франции рост ВВП не превысит в этом году 0,4%, а бюджетный дефицит не обуздать даже до 2017 года. Безработицей в стране охвачено 10,2% трудоспособного населения, что соответствует ее среднему уровню почти во всех других странах ЕС. Промышленность Франции обеспечивает лишь 10,25% ВВП, в то время как средний показатель по ЕС более 15%, а в Германии – даже 22%. В Испании бюджетный дефицит равен 5,8% ВВП. В Греции безработица остается на уровне 26%, а госдолг не снижается с 177% ВВП. В Италии ожидается в этом году рост экономики не более 0,6%. И это при безработице в 12,6%. Совокупные долги страны составляют гигантскую сумму в 2,1 трлн евро. Из 15 ведущих итальянских банков 9 не прошли европейского теста. Наблюдается бегство из страны капитала: только в августе и сентябре 67 млрд евро. «Италия является в настоящее время главной проблемой еврозоны», – резюмирует глава Центра экономических исследований Клеменс Фуэст.
300 млрд, обещанных командой Юнкера, наверное, могли бы помочь облегчению ситуации. Все упирается в проблему, где найти эти деньги. Канцлерин Меркель уже возвела барьеры. Во-первых, в ее интерпретации инвестиции не столь срочные, предположительно на 2015–2017 годы. Во-вторых, программа должна планироваться Еврокомиссией под присмотром Европейского совета. С возможным привлечением средств Европейского инвестбанка, но ни в коем случае ЕЦБ или европейского стабилизационного механизма. Формула экономии не отменяется. С другой стороны, немецкая позиция все явственнее расходится с подходами Франции и Италии, призывающих Германию использовать свои возможности и ресурсы для оздоровления ситуации в ЕС.
Как было заявлено, новая Комиссия ЕС представит свою программу выхода из кризиса в декабре. Но ясно, что для ее реализации не обойтись без нормализации нынешней напряженной политической обстановки в Европе. При антироссийских санкциях и без российского рынка стимуляция европейской экономики едва ли может быть в полной мере успешной и динамичной. По-видимому, Юнкер и его комиссия неизбежно окажутся и перед проблемой возвращения к нормальному сотрудничеству с РФ.