Агрессивные демонстранты пустили в ход даже велосипеды. Фото Reuters
Правительство, органы правопорядка, общественные круги Германии озабочены как активностью радикальной части мусульманской диаспоры, так и ростом в отношении нее конфронтационных настроений. Их отражением стала крупная акция нового движения «Хулиганы против салафитов», представляющего собой смычку футбольных фанатов с ксенофобскими и неонацистскими группировками. В минувшее воскресенье это обернулось массовыми беспорядками в Кельне, выявившими, по данным полиции, «большой потенциал насилия».
«Хулиганы против салафитов» появились как некое виртуальное явление совсем недавно с помощью Интернета и социальных сетей. Но стали обретать реальность и расти в геометрической прогрессии. Если в начале октября по призыву этой группы во Франкфурте-на–Майне собралось лишь несколько десятков человек, чуть позже в Дортмунде их было уже 400, то в воскресенье счет пошел уже на тысячи.
Хулиганами немцы, как и британцы, называют драчливых футбольных фанатов, устраивающих дебоши на стадионах. Благодаря строгости фан-клубов и полиции с этим стало непросто. Говорят, драки по-прежнему происходят, но где-нибудь вне футбольных ристалищ. А тут, по интерпретации немецкой прессы, враждующие приверженцы разных клубов нашли повод для братания, а заодно и насильственных уличных акций.
Что же касается салафитов, то название этого религиозного и политического ответвления ислама в Германии уже давно на слуху. Арабское слово salaf означает «предки, предшественники». Салафиты признают только «исламский порядок» и законы шариата в качестве единственно легитимного устройства общества. Столь радикальная диаспора вызывает у немцев настороженность.
На улицы Кельна вышли в воскресенье и добропорядочные бюргеры.
Фото Reuters |
Два года тому назад один из ее членов ранил в Бонне полицейского, а на вокзале былой рейнской столицы было обнаружено взрывное устройство, в закладке которого подозреваются те же круги.
Большую тревогу в связи с ростом салафистской сцены в стране выразил на днях глава Ведомства по охране Конституции (ВПОК) Ханс-Георг Маасен. По его словам, еще несколько лет назад эта радикальная группа исламистов насчитывала 2,8 тыс., сейчас имеет 6,3 тыс. приверженцев, а к концу года их предположительно станет не менее 7 тыс. Главный контрразведчик подчеркивает, что салафиты являются «самым быстрорастущим экстремистским движением в Германии». Но главное – они слывут той средой, с которой связаны центры вербовки боевиков «Исламского государства», в частности для Сирии и Ирака.
По сведениям федерального Министерства внутренних дел, в боевых действиях на стороне экстремистов на Ближнем Востоке участвовало не менее 450 джихадистов из ФРГ. 150 из них уже вернулись. Но, как поведала в минувшее воскресенье со ссылкой на структуры безопасности Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung, в действительности цифра таких участников может быть в четыре раза выше – до 1,8 тыс. Кстати, по тем же данным, в войне в Сирии и Ираке участвуют 10 тыс. наемников, в том числе 3 тыс. из Европы. А ВПОК исходит из того, что в терактах в Сирии и Ираке участвовали от 7 до 10 смертников из Германии.
Проблема, несомненно, есть, опасения немцев тоже не лишены оснований. Другое дело, насколько тут уместны «Хулиганы против салафитов».
Как быть с последними, думают власти. Федеральное правительство объявило о возможных ограничительных мерах против радикальных исламистов. В частности, о возможном изъятии у них паспортов, чтобы они не могли покидать страну, и даже тюремном заключении за планирование поездки в зону военных действий. В свою очередь, министр внутренних дел Баварии Йоахим Херман предлагает лишать немецких джихадистов гражданства и высылать за пределы страны.
«Хулиганы» же пока отметились в основном хулиганством. При их старании в воскресенье прекрасный город Кельн с его знаменитым собором оказался во власти многотысячной возбужденной толпы. Заявленная численность митинга и демонстрации не должна была превышать 1,5 тыс., но поездами в Кельн съехались, по разным подсчетам, от 4 до 5 тыс. участников.
Как описывает события Tagesspiegel, «многие демонстранты не скрывали своих неонацистских настроений. На марше от главного вокзала в их рядах слышались неонацистские лозунги и поднимались руки в гитлеровском приветствии». Проявилась также партия «Про СРВ», известная крайней ксенофобией, и другие праворадикальные группы.
Многие демонстранты, по свидетельству наблюдателей, были заведомо настроены на насильственную свару. Они пустили в ход против полиции камни, бутылки с зажигательной смесью, шумовые гранаты, пиротехнику, опрокинули микроавтобус. А стражи порядка в ответ – водометы, слезоточивый газ, дубинки. В итоге пострадали более 40 полицейских, свыше 20 «активистов» задержаны.
Как резюмирует председатель профсоюза полиции земли Северный Рейн-Вестфалия Хорст Пликерт, «борьба против салафитов – просто алиби: на самом деле хотят лишь драки».