Новый глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подготовил для ЕС новую экономическую программу. Фото Reuters
В Брюсселе сегодня завершается один из ареопагов Евросоюза, которые по внешним признакам можно считать знаковыми. Европейский совет формально назначил членов новой Комиссии ЕС во главе с Жан-Клодом Юнкером, получившим накануне вотум доверия Европарламента. Эта команда возьмет на себя с 1 ноября ответственность за реализацию политики сообщества и гигантский – почти 40-тысячный – брюссельский бюрократический аппарат.
Основная содержательная часть саммита касается обсуждения пакета среднесрочных мер в сферах энергетики и климата (см. «НГ» от 23.10.14). Как будто нет ничего более важного и срочного. Между тем главная проблематика ЕС на виду.
Всего лишь на прошлой неделе определяющая фигура европейской политики канцлерин Ангела Меркель обрисовала ее так: «Кризис еще не преодолен». Иначе не было бы и заявки Юнкера, обещающего создать инвестиционный фонд в 300 млрд евро, чтобы вывести экономику ЕС на рост, а безработицу, которой охвачено около 25 млн человек, на понижение. Конкретизации честолюбивого плана сейчас в Брюсселе, увы, не произойдет. Откладывается до декабрьского саммита.
Среди причин – очевидно, и такая: уходящая команда португальца Жозе Мануэла Баррозу, председательствовавшего в Комиссии ЕС 10 лет подряд, оставляет брюссельское хозяйство, нагромоздив для него немало сложностей. В атмосфере сообщества дают себя знать противоречия, недовольство, недоверие. У Великобритании особые претензии, не исключается референдум о дальнейшем членстве. В некоторых столицах и политических кругах ЕС с облегчением воспринимают отставку Баррозу, который, как подмечает обозреватель Deutsche Welle Бернд Ригерт, «был слишком зависим от консервативных глав правительств – говоря прямым текстом, в первую очередь от канцлера Меркель». Да и от равнения на Вашингтон. Он немало постарался, заталкивая ЕС в тупик антироссийских санкций, которые как минимум не облегчают преодоления кризисных проблем, с которыми сталкивается союз. Чтобы управиться с негативным наследием предшественника и выработать более взвешенную политику, команде Юнкера потребуются немалые гибкость и реализм.
Время, однако, не ждет. Наряду с напряженностью в Европе, связанной с украинским кризисом, ситуация в ЕС становится по многим признакам все запутаннее. Появляются новые элементы неустойчивости. Реального выхода из трудностей не просматривается. Бедствующая уже годами Греция вроде бы сбросила гнетущий бюджетный дефицит с 15 до менее 1%. Но выйти на самостоятельное рефинансирование гигантского долга и освободиться от унизительного контроля «тройки» – ЕС, ЕЦБ и МВФ – не удается. На финансовых рынках от Афин требуют спекулятивные проценты, способные лишь увеличить финансовые обязательства страны, а облегчить их выполнение партнеры не желают. В свою очередь, Испания «починила» свои банки, но по-прежнему бьется со своей 25-процентной безработицей.
Непроглядны перспективы крупных экономик Франции и Италии. ВВП на Апеннинах сократился во втором квартале на 0,2%, в расчете на весь 2014 год – даже на 0,3%, хотя первоначально планировался прирост на 0,8%. Во Франции дела еще серьезнее. О преодолении государственного дефицита речь не идет. В текущем году в бюджете придется затыкать дыру в 4,4%, а в следующем – только на 0,1% меньше. МВФ предрекает французской экономике в этом году прибавку не более чем на 0,4%. Но вот неожиданно тускнеет блеск и мощной экономики Германии. Ее прочность пока не вызывает сомнений. Однако на днях Федеральное министерство экономики снизило ожидания ее роста в текущем году с 1,8 до 1,2%, а на будущий год ограничило его 1,3%.
Кабинет Меркель пока настораживает, однако, не это. Как пишет берлинская Welt, «Рим и Париж вступают на путь конфронтации с немецким правительством. Обе страны хотят тратить больше денег и медленнее санировать свои бюджеты, обрекая на фиаско важные реформы». Курс жесткой бюджетной экономии, связываемый с политикой Меркель, не принес облегчения ни Франции, ни Италии, ни ряду других стран ЕС. Сомнения в его действенности растут. Итальянское правительство Маттео Ренци готовит инвестиционный план на 30 млрд евро. Французский министр экономики Эммануэль Макрон заявил в понедельник газете Frankfurter Allgemeinen Zeitung: «50 млрд евро экономии у нас, 50 млрд дополнительных инвестиций у вас – вот это было бы равновесие». И даже новый глава Комиссии ЕС Юнкер заявил накануне саммита, что без инвестиций экономического роста быть не может.
В связи с этим Берлин выстраивает круговую оборону. Канцлерин во многих заявлениях отстаивает «смесь структурных реформ и ориентированной на рост консолидированной бюджетной политики», то есть той же неприкосновенной экономии. Путем дальнейших расходов еврокризис, по ее словам, не преодолеть. Государственные конъюнктурные программы немцы отвергают. Самое большее, на что они готовы, – привлечение частных инвесторов. Берлин не устраивают даже идеи ЕЦБ, согласно которым банк мог бы приобретать не только государственные, но и корпоративные облигации. Неприкосновенным объявляется и Европейский стабилизационный фонд, располагающий сотнями миллиардов евро, если речь заходит о субсидировании инвестиционной программы Юнкера из этого источника.
Но вопрос снять невозможно. Новая Еврокомиссия не сможет обойтись без программы, обещающей по крайней мере облегчение экономической и социальной ситуации в ЕС. А быть может, и некоторое смягчение противоречий между Югом и Севером, Западом и Востоком, большими и малыми, богатыми и бедными членами сообщества. При таком разнобое тем более неубедительно предстают антироссийские санкции, используемые как аргумент единения ЕС. Многие страны считают их бессмысленными и были бы не прочь вернуться к политике, ориентированной на общеевропейское сотрудничество. Все это не могло не обсуждаться сейчас на саммите хотя бы в предварительном порядке. Как обещает Юнкер, «попытки, а они делаются, отговорить меня от этой программы будут бесплодными». Срок проверки назван им тоже – Рождество.