Федеральные министры спорят, что важнее: условия службы солдат или модернизация техники. Фото c сайта www.bmvg.de
Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле отказал главе военного ведомства Урсуле фон дер Ляйен в выделении денежных средств на кампанию по привлечению новых кадров в ряды немецкой армии. Ранее министр обороны представила законопроект с целью улучшить условия службы в вооруженных силах, превратив Бундесвер в престижное место работы для молодежи. Шойбле же заявил, что расходы военного бюджета должны быть направлены на восстановление военной техники, состояние которой нельзя назвать удовлетворительным, и закупку новых ее единиц.
В Германии начали распространять рекламные буклеты: с их страниц сама фон дер Ляйен призывает молодых граждан ФРГ идти в армию. «В этом буклете министр представляет вооруженные силы так, будто Бундесвер в будущем превратится в подобие компаний Apple, Facebook и Google, которые сейчас являются самыми привлекательными работодателями западного мира», – с долей иронии отмечает Spiegel. Цель сделать армию желанным для немцев местом работы фон дер Ляйен обозначила как одну из главных еще в декабре 2013 года, когда вступала в должность министра обороны.
Ее команда весной 2014 года представила законопроект, где в 23 пунктах было перечислено, что именно военное ведомство собирается предпринять для улучшения условий работы персонала. Ключевые положения – повышение денежного довольствия, сокращение рабочей недели до 41 часа, дополнительные льготы для детей военнослужащих. Кроме того, фон дер Ляйен планировала в каждой казарме поставить современную мебель и холодильники, а на стену повесить телевизор с плоским экраном.
Глава Минобороны уже было собралась потратить на реализацию проекта 122,5 млн евро в 2015 году. В 2016-м военному ведомству могла понадобиться еще более крупная сумма – около 300 млн евро. Но тут глава немецкого Минфина заявил, что финансирование кампании по привлечению нового персонала в армейские ряды и улучшению условий труда военнослужащих считает неоправданным, пока военная техника находится в неудовлетворительном состоянии. По мнению Шойбле, выделенные из бюджета средства следует потратить на восстановление и закупку новых единиц тяжелого вооружения и авиации.
Как отмечают немецкие СМИ, утверждения Шойбле небезосновательны. В конце сентября, когда отправить немецких инструкторов в Ирак удалось только на четвертом по счету самолете, последующая инвентаризация показала: часть военной техники устарела, часть вышла из строя, Бундесвер работает на износ. Чуть позже фон дер Ляйен в интервью газете Bild am Sonntag сообщила: «Из-за серьезной нехватки оснащения Бундесвер не в состоянии выполнить всех своих обязательств перед НАТО».
Германия признала: у нее нет возможности предоставить международному альянсу необходимое количество авиационных единиц в случае кризисной ситуации. Как сообщило в конце сентября агентство Reuters со ссылкой на доклад фон дер Ляйен, воздушный флот страны пребывает в печальном состоянии. Лишь 38 из 89 истребителей Tornado и 24 из 56 транспортных самолетов Transall способны выполнять боевые задачи. Кроме того, эти летательные аппараты безнадежно устарели: первый Transall был введен в эксплуатацию в 1963 году. При этом транспортная авиация имеет большое значение в работе Бундесвера: именно ее используют для доставки медицинского персонала и оборудования в африканские страны, где свирепствует лихорадка Эбола. Берлин обещал в случае нападения на одну из балтийских стран предоставить в распоряжение НАТО 60 истребителей Eurofighter, но сдержать слово вряд ли сможет: для боевых задач пригодны лишь 43 из 109 машин.
Из 83 транспортных вертолетов CH-53 функционировали лишь 16, а из 31 боевого вертолета Tiger – только 10. Фон дер Ляйен подчеркнула, что улучшить состояние военной техники в ближайшее время невозможно: на это могут понадобиться годы и, конечно, дополнительные средства из бюджета. Недостатки были замечены и в обмундировании: шлемы пилотов транспортных вертолетов NH90 эксперты признали неудобными и чересчур тяжелыми (вес этих головных уборов – 2,5 кг).
Теперь же глава Минфина напоминает коллеге о ветхой и устаревшей военной технике, которая требует денежных вложений, в связи с планами Минобороны по привлечению молодых солдат в ряды Бундесвера. Ему отчасти вторит оппозиция. Эксперт партии «Союз 90/Зеленые» по вопросам обороны Тобиас Линднер отметил, что, по его мнению, у фон дер Ляйен абсолютно неверные приоритеты: «Деньги тратятся на беспилотник Euro Hawk, на противоракетную систему Meads, но не на то, что действительно нужно». «Урсула фон дер Ляйен должна навести порядок в чуланах Бундесвера, вместо того чтобы рекламировать себя новыми инициативами, – заявила сопредседатель «Зеленых» Симоне Питер. – Пригодная к использованию техника и честные условия труда для мужчин и женщин в армии должны не противоречить, а разумно дополнять друг друга».
Уполномоченный Бундестага по делам военнослужащих Бундесвера Хельмут Кёнигсхаус обеспокоен такой реакцией. По его словам, боевой дух немецкой армии год от года страдает все больше: именно поэтому глава Минобороны инициировала законопроект по улучшению условий службы для солдат. И если ее планы реализованы не будут, то в последующих отчетах о работе Бундесвера появятся еще более печальные данные.
«В данной ситуации речь идет о различных политических интересах, противоречиях между политиками внутри Германии, – сказал «НГ» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. – С одной стороны, существуют интересы военно-промышленных компаний и связанных с ними политиков, которые рассчитывают на увеличение закупок оружия и военной техники. Германия сейчас обеспокоена тем, что отстает от тандема Франция–Великобритания в военной и военно-технической области, поэтому интерес к увеличению военного производства и военных закупок у нее есть».
С другой стороны, отметил эксперт, нельзя не планировать значительные расходы на повышение квалификации военного персонала, не думать о боевой подготовке и социальном обеспечении военнослужащих. ФРГ должна найти баланс, распределить военный бюджет в соответствии с интересами различных политических сил. «Важную роль здесь играет и то, что после решения Уэльского саммита НАТО в начале сентября этого года европейские страны альянса приняли на себя обязательство увеличить военные расходы до 2% ВВП. И при этом обеспечить, чтобы 20% этих расходов шло на оснащение ВС основными видами оружия и военной техники. Пока Германия этого потолка не достигает, – добавил Данилов. – В итоге получается, что в данной ситуации много различных интересов, которые плохо сочетаются». Эксперт в заключение отметил, что противоречие между фон дер Ляйен и Шойбле – скорее всего лишь начало диалога, который может остаться в межведомственных рамках или потребовать решения правительства.