В окрестностях Триполи можно часто видеть разбитые взрывами автомобили. Фото Хамзы Туркии/Xinhua/ZUMA/ТАСС
Запад призвал Ливию остановить гражданскую войну, длящуюся три года. США, Великобритания, Германия, Франция и Италия обнародовали совместное заявление, в котором пообещали применить односторонние санкции против различных политических сил, если боевые действия в арабском государстве не прекратятся. Эксперты считают, что одними документами здесь не обойтись: Западу следует вмешаться в конфликт и помочь стране организовать государственную систему.
Миссия ООН в заявлении предлагает ливийцам объявить четырехдневное перемирие. США и четыре европейские страны сообщают, что, если огонь не прекратится, они готовы ввести санкции против противоборствующих группировок Ливии на основании резолюции 2174 Совета Безопасности ООН.
«Мы считаем, что решением проблем Ливии в области безопасности и борьбы с террористическими организациями должны заниматься регулярные вооруженные силы, которые находятся под контролем центральных властей, подотчетных демократическому парламенту с широким представительством различных групп общества», – отметили в заявлении западные союзники. Они добавили, что, по их убеждению, «кризис в Ливии не может быть урегулирован военным путем». По мнению Запада, спасение арабского государства – в мирном внутриполитическом диалоге под эгидой Палаты представителей (национального парламента) Ливии, избранной 25 июня с.г.
Вооруженные столкновения между правительственными войсками и исламистами продолжаются с 2011 года, когда был свергнут и убит бойцами Национального переходного совета Ливии полковник Муаммар Каддафи. В гражданской войне участвуют как оставшиеся каддафисты, так и их противники – отряды Переходного национального совета. В конфликте также задействованы различные группировки иностранных наемников и отряды местных племен. По мнению Запада, отдельного осуждения сейчас заслуживает группировка «Ансар аш-Шариа» («Сторонники шариата»).
Как подчеркивается в заявлении, по всей Ливии совершаются недопустимые преступления и акты насилия. Гражданскую войну в стране эксперты называют «вялотекущей, с периодическими обострениями». В мае отставной генерал Ливийской национальной армии Халифа Хафтар командовал широкомасштабной операцией в районе города Бенгази: его отряды атаковали базы исламистов на востоке Ливии. Тогда были убиты по меньшей мере 20 человек.
Как сообщает Wall Street Journal, ливийская столица Триполи находится под контролем исламистов с августа нынешнего года, в то время как признанное международным сообществом правительство (его возглавляет премьер-министр Абдалла ат-Тани) переместилось на восток страны, в город Тобрук. Диалог между противоборствующими сторонами недавно пыталась наладить ООН, но мирные переговоры в Гадамесе не привели к разрешению конфликта. В прошлую пятницу по меньшей мере 18 человек погибли в ходе уличных боев в восточном Бенгази.
«Свобода Ливии, доставшаяся большой ценой, окажется в опасности, если ливийским и международным террористическим группировкам будет дозволено использовать эту страну в качестве своего прибежища», – говорится в заявлении западных стран. Однако где Ливии взять регулярные вооруженные силы, если там уже три года продолжается гражданская война и органы власти фактически отсутствуют? Это в беседе с «НГ» подчеркнул руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. «Что могут решить санкции, когда государства нет? Это абсолютно неэффективный путь, путь наименьшего сопротивления: давайте, мол, сделаем что-нибудь такое, чтобы было видно, что мы влияем на ситуацию, – прокомментировал ситуацию эксперт. – Но чтобы действительно на нее повлиять, нужны другие меры. Нужно разрабатывать вместе с ливийцами модели переходного периода, нужно заставить провести демилитаризацию страны. Нужно просто заставить людей сдать оружие. Потому что нельзя установить государственность и укрепить институты в стране, где у каждого есть по автомату».
Кузнецов отметил, что за прошедшие три года – с тех пор как потерял власть Муаммар Каддафи, режим которого «никому не нравился», – в Ливии не появилось политической силы, которая взяла бы на себя ответственность за будущее государства. По мнению эксперта, единственным относительно эффективным образованием стал исламский эмират в городе Дерне.
«Как ни печально признавать, но только эта группа людей, которую и западные СМИ, и политики небезосновательно обвиняли в связях с «Аль-Каидой», оказалась наиболее жизнеспособной – в том смысле, что она может хоть как-то организовать общество. Недавно исламский эмират в Дерне объявил себя филиалом «Исламского государства» (ИГ) в Ливии. И мы видим, что в некоторых случаях эффективнее оказываются действия ИГ, а не других сил, которые присутствуют в арабских странах. И это большая проблема», – заключил Кузнецов.