Демонстрации курдов в городе Диярбакыр переросли в погромы. Фото Reuters
В сирийском городе Кобани на границе с Турцией курдские отряды продолжают сражаться с боевиками радикальной группировки «Исламское государство». Международная коалиция во главе с Вашингтоном по-прежнему бьет по позициям джихадистов с воздуха. Сухопутное вмешательство в конфликт исключается: Запад ждет его от Анкары, но турецкие власти лишь расположили у границы танки, армия пока бездействует. Между тем эксперты уверены: без Турции западным странам с боевиками не справиться и придется договариваться с Анкарой о сотрудничестве, соглашаясь на условия турецкого правительства.
Как уже писала «НГ», курдам в Кобани приходится непросто, поскольку они могут сражаться только с помощью стрелкового оружия против танков и артиллерии, захваченных боевиками ИГ в Ираке. Сейчас джихадисты контролируют более трети стратегически важного сирийского города. Курдское население в Турции продолжает устраивать демонстрации, громит жилые дома и витрины магазинов, требуя, чтобы правительство поддержало их сирийских собратьев. За последние двое суток 19 человек в Турции погибли, 368 задержаны за участие в погромах.
«Поведение Турции в данной ситуации естественно. Только ее стремление – не ослабить весь единый Курдистан, коего, в общем-то, и не существует, а нанести урон Партии рабочих Курдистана. Это военно-политическое образование, которое в течение трех десятилетий вело вооруженную борьбу против Турции», – отметил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Нодар Мосаки. Эта партия, по словам эксперта, создала анклав из трех автономий (Кобани, Африн и Камышлы) и с 1984 года конфликтовала с Турцией, а сейчас входит в список международных террористических организаций Госдепартамента США. «Турции не то что нет резона этим курдам помогать: Турция воспринимает эту партию как угрозу, и угрозу более серьезную, чем ИГ», – заключил Мосаки.
Сейчас на Анкару пытается оказать влияние международная коалиция. Однако Турция не собирается проводить сухопутную операцию против боевиков ИГ на севере Сирии в одиночку, о чем вчера заявил глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу.
Анкара выступила с идеей создания буферной зоны вдоль турецко-сирийской границы. Однако на данный момент в НАТО этот вопрос не рассматривается, что подтвердил во время визита в Турцию генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг.
Запад продолжает наносить удары с воздуха по позициям джихадистов: на днях к военной операции присоединились ВВС Австралии. Однако представители международной коалиции во главе с США на брифинге в Вашингтоне признали, что одними атаками с воздуха невозможно эффективно бороться с боевиками ИГ, особенно на границе с Сирией. «Кобани не спасти лишь воздушными ударами. Нужно терпение», – отметил пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби.
Госсекретарь США Джон Керри встретился в Вашингтоне с министром иностранных дел Великобритании Филипом Хаммондом, чтобы обсудить предложение Соединенного Королевства о помощи в подготовке сирийских повстанческих групп для борьбы с ИГ. Хаммонд в ответ призвал Турцию к решительным действиям для помощи курдам на границе с Сирией, отметив, что вмешательство британских сил в конфликт должно быть ограниченным.
Еврокомиссия приняла решение ускорить переговоры о ее принятии в европейское сообщество. Комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле в своем ежегодном докладе по расширению Евросоюза подчеркнул, что политический диалог с Анкарой необходимо наладить в том числе и для совместной борьбы с ИГ. «Без Турции Западу справиться с ИГ не то что сложно, а фактически невозможно. Воздушные операции еще могут проводиться без участия Анкары, а наземные – уже нет, вся логистика проходит через Турцию. К тому же европейцы, как известно, не горят желанием отправлять на борьбу с боевиками свой личный состав», – прокомментировал Нодар Мосаки.
С его точки зрения, Турция в настоящее время позиционирует себя как «отдельную силу на перекрестке между Ближним Востоком, Африкой и Европой». «Если Турция войдет в международную коалицию, что ее вынуждают сделать, то будет, конечно, ставить свои условия, – полагает эксперт. – Но ее главный интерес – явно не вступление в ЕС и не модернизация армии: у Анкары и без этого неплохой военно-промышленный комплекс. Турция будет при постановке условий Западу руководствоваться своими страхами и своей политикой в отношении курдов. Главный интерес Анкары – как можно сильнее ослабить Партию рабочих Курдистана».