Фото Reuters
В ФРГ сегодня отмечают национальный, праздник – День германского единства. Или очередную, 24-ю годовщину появления на карте Европы новой объединенной Германии путем присоединения былой ГДР к ФРГ. В повестке дня на первом плане по-прежнему украинский кризис. И растущая озабоченность судьбой российско-германских отношений, отягощенных не только санкциями, но всей нездоровой атмосферой в Европе.
Вчера федеральный канцлер Ангела Меркель вновь позвонила в Кремль. Судя по темам, обсужденным с президентом Владимиром Путиным, это был обстоятельный разговор. Состоялся обмен мнениями о развитии ситуации в Украине. Президент и канцлерин подчеркнули важность строгого соблюдения Минских мирных договоренностей, прежде всего о прекращении огня, отводе тяжелых вооружений, обеспечении эффективного мониторинга обстановки по линии ОБСЕ. В информации представителя федерального правительства отмечается, что обе стороны разделяют озабоченность почти ежедневным применением силы.
Но акценты не во всем совпадали. В берлинском изложении беседы говорится, что канцлерин опять «подчеркнула обязанность России оказывать сдерживающее влияние на пророссийских сепаратистов», а вот вопросы газоснабжения, противодействия терроризму и ряд других почему-то опущены. В том числе насчет готовности к продолжению диалога на различных уровнях, к примеру, в ходе предстоящего 16–17 октября в Милане форума «Азия–Европа» (АСЕМ).
Между тем как раз диалогу общественность Германии придает все большее значение как инструменту решения украинской проблемы политическим путем, а также нормализации отношений с Россией и обстановки в Европе. Во вторник озабоченность этим дали почувствовать Меркель даже старшеклассники гимназии в гессенском Грос-Герау. На встрече гимназисты спрашивали канцлерин, не лучше ли стало жить населению Крыма, не пора ли охладить страсти и поискать удовлетворяющее всех решение. Ее спрашивали, верит ли она в реальный успех санкций в свете того, что «они, похоже, не особенно впечатляют Россию».
А в Ростоке в среду завершился форум «День России». Он планировался давно по инициативе правительства федеральной земли Мекленбург-Верхняя Померания. Этот северогерманский регион испытывает немалые трудности и в силу своей структуры очень заинтересован в партнерстве с РФ. Были и те, кто пытался воспрепятствовать мероприятию, но у них ничего не получилось. Даже вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль поддержал его, заявив, что санкции не должны мешать разговору. На форуме был аншлаг, 400 участников – вдвое больше, чем предполагалось. В основном – немецкие предприниматели, уже своим присутствием подтверждавшие заинтересованность в партнерстве и диалоге.
Камертоном дискуссии в Ростоке стала речь экс-канцлера Герхарда Шредера. Он подчеркнул важность форума, поскольку он служит диалогу и наведению моста между странами, а «диалог особенно важен в трудные времена». Говоря об актуальной обстановке в связи с Украиной, Шредер выразил надежду на выполнение Минских договоренностей. По его словам, благополучие и стабильность всей Европы напрямую зависят от партнерских отношений с Россией.
Как подчеркнул оратор, «это всегда было ядром немецкой политики в отношении России, а ранее СССР. Ее придерживались все немецкие канцлеры, и разумно никоим образом не покидать такой курс». Экс-канцлер подчеркнул важность восстановления взаимного доверия. Он считает, что необходимо стремиться к пониманию России, ее людей, политического руководства, и он гордится, что относится к тем, кто занимает такую позицию. Посредством политики сотрудничества, разрядки, укрепления доверия, говорит Шредер, надо покинуть спираль взаимных обвинений, угроз и санкций. Членство Германии в Трансатлантическом союзе, убежден он, не исключает партнерства с Россией. Верить в то, что Россия находится в международной изоляции или может быть изолирована, – значит пребывать в иллюзии. Россия – член СБ ООН, ядерная держава, без нее не обойтись при решении международных проблем. Взаимные санкции, уверяет Шредер, наносят ущерб обеим сторонам. Поэтому и европейской, и российской политике следует отрешиться от эскалации экономических санкций.
В заключение Герхард Шредер привлек внимание форума к необходимости возвращения к переговорам о новой архитектуре европейской безопасности, а также высказался за то, чтобы ЕС обратился к идее ассоциации не только с Украиной, но и с Россией в интересах мира, стабильности и благосостояния на всем континенте.