Космический корабль Dragon компании Space X. Иллюстрация NASA |
Сегодня Национальное агентство по аэронавтике и космическим исследованиям США (NASA) в лице директора Чарльза Болдена на специальном брифинге на мысе Канаверал (Флорида, США) объявил о том, что американские астронавты будут использовать для полетов к Международной космической станции аппараты, построенный частными компаниями Space X и Boeing.
В заявлении, распространенном NASA, говорится, что агентство выбрало корабли CST-100 и Dragon для транспортировки экипажей к Международной космической станции (МКС) c 2017 года с целью прекращения опираться только на Россию в этом вопросе.
Космический корабль CST-100 компании Boeing. Иллюстрация NASA |
«С первого дня администрация президента Обамы дала понять, что величайшая нация на Земле не должна зависеть от других стран, чтобы летать в космос, - сказал Ч.Болден. – Благодаря руководству Обамы и напряженной работе нашей команды, промышленности и поддержке конгресса США сегодня мы стали на еще один шаг ближе к тому, что наши астронавты будут взлетать с территории США и без опоры на Россию. Отдавая низкую околоземную орбиту частной промышленности, NASA сможет сосредоточиться на более масштабной миссии – полету на Марс».
После завершения сертификации выбранных космических кораблей NASA планирует использовать их для доставки астронавтов на околоземную орбиту и безопасного возвращения на Землю. Для этого контракт для компании Boeing составит 4,2 млрд.долл, а для Space X – 2,6 млрд.долл. Контракты включают испытательный полет корабля с экипажем и по крайней мере одним астронавтом NASA на борту, чтобы проверить интеграцию систем, маневры на орбите и стыковку с МКС, а также проверку работоспособности всех систем. После того, как каждая из компаний проведет испытания и ее система будет сертифицирована NASA, подрядчики должны провести от двух до шести стартов с экипажами для МКС. Эти корабли также будут служить спасательными шлюпками для экипажа станции.
Эти компании будут владеть и управлять своими транспортными системами с правом продажи услуг другим клиентам, помимо NASA, тем самым снижая затраты на запуск для всех клиентов, - говориться в заявлении агентства.
В настоящее время, после окончания полетов по программе Space Shuttle, американские астронавты попадают на МКС на борту российских кораблей «Союз». К МКС уже произведены успешные запуски частных грузовых космических кораблей. В октябре 2012 года аппарат Dragon произвел первую стыковку со станцией. Корпорация Space X построила новый носитель для своих кораблей и испытала его с третьим «Драконом» в этом году. Также весьма известной является компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic. Однако ее аппараты нельзя считать полноценными космическими кораблями, это скорее пассажирские челноки, которые рассчитаны на очень короткие экскурсии на высоту порядка 200 км. Запуск производится не ракетой, а с борта самолета-носителя. Одним из главных достоинств новой космической техники считается уменьшение стоимости доставки астронавтов на орбиту. Конкуренция между компаниями вместе с использованием самых последних разработок может снизить цену до уровня, когда можно будет говорить об относительно массовом орбитальном туризме. На фоне подобного орбитального прорыва США, России уже, скорее всего, сложно будет конкурировать на части сегментов рынка космических услуг даже с введением в строй новых ракет-носителей.
Что касается России, то на прошлогоднем авиасалоне МАКС можно было видеть макет нового российского орбитера, также способного и к полетам на Луну. Тогда говорилось, что беспилотный запуск возможен в 2018 году. В текущем году стали известны планы по строительству новой серии ракет-носителей, а также уделено особое внимание строительству космодрома «Восточный».