Графика сайта www.freepik.com
14 марта в Доме культуры Звездного городка праздновали 65-летие Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина и отряда космонавтов. Именно 14 марта 1960 года началась подготовка первого, «гагаринского» отряда космонавтов. Была теплая и сердечная встреча ветеранов – здравствующих участников и свидетелей тех событий, в том числе выдающихся летчиков-космонавтов Бориса Волынова, Валентины Терешковой, а также нынешних сотрудников ЦПК, космонавтов Роскосмоса, жителей Звездного городка.
Говорили об истории и новых полетах. Но про Луну и Марс – как об очень далеком будущем. Больше всего слов о полете на Марс прозвучало на концерте – в песне «И на Марсе будут яблони цвести». А в практике и обозримом будущем пилотируемых полетов России – околоземные орбиты. На Марс только в песнях, снах и мечтах…
100 лет назад наш выдающийся инженер Фридрих Цандер, вдохновленный идеями Константина Циолковского о полетах в космос и расселении вне Земли, провозгласил девиз «Вперед, на Марс!», создал проект межпланетного корабля (1923).
В ХХ веке были разработаны десятки проектов ракет, кораблей для пилотируемых полетов на Марс. Выделим первые из них: в США (1952, Вернер фон Браун) и СССР (1959, тяжелый межпланетный корабль для облета Марса; 1960 – межпланетный экспедиционный комплекс (МЭК) с посадкой человека на Марс, Сергей Королев, в ОКБ-1, ныне РКК «Энергия им. С.П. Королева»). Ни один из проектов не реализован.
Однако Михаил Бурдаев, космонавт-испытатель отряда космонавтов, еще в 70–80-е годы заявлял о готовности лететь на Марс в один конец. Летчик-космонавт Валерий Поляков первым в мире летал 437 суток вокруг Земли (1994–1995) для подготовки «марсианской» миссии и мечтал о полете на Марс. В США в 1998 году Роберт Зубрин стал инициатором создания Марсианского общества (свыше 5000 членов, 6000 участников более чем в 50 странах). Это крупнейшая и влиятельная в мире организация, занимающаяся исследованием и заселением человеком Красной планеты.
В 2001 году Европейское космическое агентство приняло программу «Аврора», конечная цель – пилотируемая экспедиция на Марс. В 2004 году президент США Джордж Буш объявил программу «Перспективы освоения космоса», цель – высадить человека на Марс в 2030–2040 годах. В России разработан новый проект МЭК для полета на Марс, прошел первый эксперимент «Марс-500» по имитации пилотируемого полета на Марс с международным участием. Экипаж из шести человек «летал» 520 суток (2010–2011).
А 20 января 2025 года президент США Дональд Трамп заявил о намерении отправить астронавтов на Марс. 17 марта 2025 года основатель и руководитель корпорации SpaceX (США) Илон Маск заявил, что человек впервые ступит на Марс через пять-семь лет. Космический корабль с человекоподобным роботом Optimus полетит на Марс в конце 2026 года.
Пришло время для начала подготовки и реализации пилотируемых полетов на Марс на основе «критической массы» людей, идей, знаний, технологий, ресурсов. Но для этого предстоит решить ряд организационных и технологических проблем. Необходимо обеспечить безопасность, в том числе преодолеть сложнейший «радиационный барьер» и связанные с ним риски. Пока нет уверенности, что это получится вообще, а тем более в ближайшие пять-семь лет.
В России до принятия необходимых решений для реализации аналогичных космических проектов дело пока не дошло. Между тем нам «марсианский» проект необходим как сверхзадача для получения новых знаний, развития науки и техники, новых космических и других технологий, подготовки кадров, сохранения статуса ведущей космической державы, освоения внеземных ресурсов, международного сотрудничества с учетом наших национальных интересов. Необходимо срочно разработать и принять международное соглашение о пилотируемом полете на Марс (основные участники – США, Россия, КНР), а также международное соглашение под эгидой ООН «Об освоении Марса». Россия может выступить инициатором этих соглашений.
В современной чрезвычайно сложной и турбулентной реальности в стране и мире предстоит получить поддержку пилотируемого «марсианского» проекта от властей и российского общества. Это будет непросто сделать.
Кроме того, в РФ нарастает конкуренция между пилотируемым и «автоматическим» направлениями в космонавтике. Энтузиасты и лоббисты «беспилотья» все более вытесняют и ограничивают дорогие и рискованные пилотируемые полеты в дальний космос.
Вместо расселения в космосе для спасения от земных и космических катастроф (по Циолковскому), создания космического «Ноева ковчега», космического человека и человечества – вновь «бег на месте общеукрепляющий» еще лет 50 – на будущей новой и «вечно живой» российской орбитальной станции (РОС) по околоземной полярной орбите.
И вместо активного пилотируемого освоения Россией Луны и Марса космонавты будут летать только на РОС и выполнять новую важную миссию в рамках БРИКС: поднимать африканскую «космическую целину» на Земле и околоземной орбите? Но это еще более ограничит и затормозит развитие России как космической державы, «привязанной» к Земле (при всем большом уважении к мечтам коллег из стран Африки о пилотируемых полетах).
Предлагается: 1) разработать и принять в 2025 году закон РФ «О подготовке и выполнении пилотируемых полетов на Марс»; 2) включить проект пилотируемой экспедиции на Марс в разрабатываемый нацпроект по развитию космической деятельности России до 2030 года и на перспективу до 2036 года; 3) в высшей школе ввести дисциплину «Исследование и освоение Марса» для подготовки специалистов и научных кадров.
Да, можно и необходимо сотрудничать с Илоном Маском и США в марсианском проекте (такие попытки РФ уже делаются). Но американцы вряд ли допустят Россию к равноправному участию, тем более к лидерству в этом проекте. Предстоит найти решение этой сложной коллизии. При этом следует отстаивать наши приоритеты в идеях и технологиях.
Но прежде всего нам предстоит выйти из «околоземной космической спячки» в пилотируемых полетах и преодолеть психологический барьер, захотеть и суметь полететь на Марс: создать все необходимые и достаточные технологии и технику, отбирать и готовить новых российских космонавтов.