Фото Reuters
Вместо субботнего отдыха лидеры 28 государств ЕС собираются завтра в Брюсселе на специальный саммит, чтобы выстроить наконец новую верхушку сообщества. В повестке дня также Украина, для чего на заседание приглашен президент Петр Порошенко. Ну и больная мозоль Европы – кризис с обостряющейся рецессией во Франции и в Италии, бюджетными дефицитами, долгами и т.д. Однако первоначальной задачей остается согласование персоналий руководящего триумвирата. Один в нем уже есть – это глава Еврокомиссии люксембуржец Жан-Клод Юнкер. Остается определиться, кто станет новым председателем Европейского совета и верховным представителем по иностранным делам и политике безопасности, после чего можно будет приступить к раздаче остальных 25 портфелей брюссельской комиссии.
Без споров не обойдется. Предлагаемые фигуры в той или иной степени отражают соперничающие политические, экономические да и партийные представления. Как и на июльском ареопаге, смутьяном опять выглядит Дэвид Кэмерон. В среду британский премьер неожиданно предложил в председатели Европейского совета польского коллегу Дональда Туска. Согласен ли последний, были ли какие-то закулисные контакты на этот счет, пока неизвестно. Разные мнения есть по кандидатуре евродипломата № 1, а также ряда фигур, предлагаемых на должности комиссаров.
Надо полагать, пока еще глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, находясь вчера в Берлине, не преминул обговорить основные аспекты саммита с Ангелой Меркель, без согласования с которой принципиальные вопросы в ЕС не решаются. Британская заявка едва ли проста для канцлерин. Если Туск не устраивает, открыто возражать при непростом характере польско-германских отношений трудно. Вновь входить в клинч с Кэмероном, как на прошлом саммите из-за Юнкера, тоже не лучший вариант. Вместе с тем немцев, как и немало других партнеров ЕС, не может не настораживать мотивация Лондона. Вчера ее пояснила Times: «Польский премьер-министр – именно тот человек, который сможет ужесточить позицию Евросоюза в отношении России».
В атмосфере украинского кризиса и активизации блока НАТО заверения Юнкера, что члены новой Еврокомиссии будут отбираться по компетентности, политическому опыту и независимости, ставятся под вопрос. По крайней мере определенные круги не прочь приложить антироссийский критерий и к претенденту на пост главы дипломатии ЕС. Рим добивается, чтобы этот пост был предоставлен министру иностранных дел Италии Федерике Могерини. Первоначальные сомнения, связанные с ее принадлежностью к социалистам, после ее визита в Москву сменились в консервативной прессе критикой иного рода. Так, лондонская Financial Times возражает против назначения Могерини, поскольку она «отражает желание Италии задобрить и ублажить Кремль, вместо того чтобы вступить с ним в конфронтацию».
Скажется ли это в Брюсселе или верх возьмут интересы дела – покажет субботний саммит. Насчет председателя Европейского совета многое не ясно. Sрiegel сообщил, что социал-демократический политспектр в ЕС отказался от претензии на этот пост, на который было прочили датского премьера Хелле Торнинг-Шмидт. Не исключено, что вопрос будет опять отложен. А шансы Могерини пока называют перспективными, хотя в брюссельском закулисье и в вопросе о главном дипломате могут вынырнуть другие фигуры. Но Радослав Сикорский, предлагавшийся Варшавой, уже не котируется, оказавшись замешанным в скандале с прослушкой. К тому же за итальянкой поддержка премьер-министра Маттео Ренци, который активно координирует линию на саммите с французским президентом Франсуа Олландом.
Париж же продвигает своего бывшего министра финансов Пьера Московиси на пост комиссара, занимающегося экономикой и валютой, в надежде получить большее влияние на программы роста и борьбы с безработицей. Французский кандидат претит Берлину, считающему, что Московиси не справился с обузданием французского дефицита. От Германии опять предложен в состав Еврокомиссии нынешний энергокомиссар Гюнтер Эттингер, которого канцлерин с прицелом на переговоры о трансатлантической зоне свободной торговли хотела бы, однако, «перебросить» на торговую политику ЕС. Лондон предлагает в комиссию лидера консерваторов в палате лордов Джонатана Хилла. Ожидается, что в новом составе будет больше социалистов, поскольку эти партии возглавляют сейчас больше правительств, чем при формировании Комиссии ЕС пять лет тому назад.