Фото Reuters
Николя Саркози, которого отпустили из-под стражи ночью в среду после 15-часового допроса, дал интервью французскому телеканалу TF-1 и радиостанции Европа-1. Это было первое выступление экс-президента перед камерой с тех пор, как он проиграл выборы и покинул Елисейский дворец в 2012 году. Саркози назвал предъявленные ему обвинения в коррупции и торговле влиянием смешными и заявил, что заведенное против него уголовное дело – не что иное как давление в политических целях.
Экс-президент Франции предстал перед камерой в строгом костюме, при галстуке и гладко выбритый – несмотря на то что освободили его в два часа ночи по местному времени. Первым делом он решительно отверг все обвинения. «Я глубоко шокирован тем, что произошло. Я не прошу никаких привилегий, я признаю свои ошибки, я отдаю себе отчет в последствиях. Эти обвинения просто смешны… Я говорю всем… что я никогда не предавал их и никогда не совершал действий, направленных против принципов республики и закона. Мне нечего стыдиться. Нечего», – заявил бывший французский президент в беседе с журналистами TF-1 и «Европа-1», которую цитировали многие западные СМИ.
Саркози также сообщил, что допрос длился около 15 часов, и он отвечал на все вопросы предельно четко, в распоряжении судей имеются 45 страниц показаний. «После этого я сидел напротив двух дам – судебных следователей, и они сообщили мне о заведении против меня дела и выдвижении трех пунктов обвинения без единого вопроса ко мне и без единого ответа на мои вопросы», – отметил экс-президент. Саркози выразил убеждение, что за уголовным делом стоят его политические противники и что судебная система Франции «была использована как политический инструмент против него», сообщает Guardian.
Николя Саркози подозревают в коррупции, торговле влиянием и использовании своего влияния для нарушения тайны следствия. Как ранее сообщала «НГ», экс-президент фигурирует уже в шестом по счету расследовании. «Дело Лилиан Бетанкур» касалось нелегального финансирования избирательной кампании бывшего французского президента в 2007 году. Тогда от престарелой наследницы парфюмерной империи L'Oreal поступили денежные пожертвования в поддержку Саркози, причем тайно и с большим превышением норм.
Следствие полагает, что Саркози пытался незаконно получить информацию о ходе расследования, используя секретный мобильный телефон и влияние своего адвоката Тьерри Эрцога. Также, по данным следствия, бывший президент мог обещать верховному адвокату Кассационного суда Жильберу Азиберу помощь в получении должности в Монако. Кроме того, бывшего президента Франции обвиняли в том, что в 2007 году его предвыборная кампания финансировалась ливийским лидером Муаммаром Каддафи.
Николя Саркози всерьез планировал побороться за президентское кресло на выборах 2017 года. При этом, судя по экспертным оценкам и результатам опросов общественного мнения, уголовное расследование существенно снижает его шансы вновь стать главой государства. В частности, опрос телеканала BFM-TV показал, что 65% французов против возвращения Саркози на пост президента. Однако 72% сторонников правоцентристской партии «Союз за народное движение», которую он хотел снова возглавить, поддерживают 59-летнего политика. Между тем в партии сложилась непростая ситуация, налицо явный раскол между ее либеральными и консервативными участниками. И неясно, кто будет представлять «Союз за народное движение» на выборах 2017 года.
Политические соратники Саркози публично выражают ему поддержку. Бывший премьер-министр Франсуа Фийон заявил, что очень важно как можно скорее пролить свет на дело экс-президента: «Не только ради человека, который проходит через болезненный процесс, но и ради страны, которая тонет в кризисе доверия». «Как бывший глава республики Саркози заслуживает доверия», – добавил он. «Я питаю к Саркози дружеские чувства, – вторит Фийону еще один бывший премьер – Ален Жюппе. – Надеюсь, защита в итоге докажет его невиновность».