Фото Reuters
Амбициозный план главы Белого дома по сокращению выброса парниковых газов в атмосферу в понедельник официально признан Верховным судом. Теперь стационарные источники загрязнения воздуха – крупные заводы и угольные ТЭС – будут контролироваться федеральным правительством в лице Агентства по охране окружающей среды (АООС).
Дело о полномочиях федерального правительства в отношении ограничения выброса парниковых газов обсуждалось еще в начале июня, когда Барак Обама обнародовал директиву, направленную на смягчение последствий глобального потепления. В 645-страничном документе было отмечено, что доля парниковых выбросов в США должна сократиться к 2030 году на 30% по сравнению с уровнем 2005 года. Барак Обама доказывал, что ограничения для нефтеперерабатывающих заводов и угольных ТЭС смогут улучшить экологическую ситуацию так, как если бы из страны пропало две трети автомобилей. Против государственной кампании по уменьшению парниковых выбросов в атмосферу выражают протесты Торговая палата США и руководство штатов, благосостояние которых зависит от промышленных предприятий: они уверены, что экологическая политика правительства приведет к закрытию множества заводов и ТЭС и лишит рабочих мест миллионы граждан.
Самым проблемным городом с точки зрения чистоты воздуха сейчас ожидаемо является Нью-Йорк. К 2030 году власти надеются перевести мегаполис на газ и энергию из возобновляемых источников, а также полностью отказаться от мазута, которым традиционно отапливалась значительная часть города. Также будут использоваться биодизель и тепловая энергия солнца: выбросы в атмосферу, по словам экспертов, будут нулевыми. На безопасное с экологической точки зрения топливо собираются перевести и транспорт.
Кампания по борьбе с парниковыми выбросами в атмосферу, по данным АООС, должна была обойтись государству в 8,8 мрлд долл. в год. Но специалисты по экологии были убеждены, что солидные затраты компенсируют расходы на лечение американцев с заболеваниями дыхательных путей. Однако к этому проекту по борьбе с парниковыми газами отнеслись критически. Возник вопрос: не превышает ли федеральное правительство в лице АООС свои полномочия?
Ранее природоохранное ведомство применяло правила, ограничивающие объем выбросов парниковых газов, только на легковые и грузовые машины. Теперь же правительство собирается контролировать стационарные источники: крупные заводы и угольные ТЭС. «Агентство по охране окружающей среды получило почти все, чего хотело в данном случае, – прокомментировал решение судья Антонин Скалиа. – Ведомство стремилось регулировать источники, которые ответственны за 86% выбросов парниковых газов по всей стране. Мы дали возможность регулировать 83%».
На заседании Верховного суда также было отмечено, что среди источников парниковых газов есть немало таких, на которые контроль федерального природоохранного ведомства распространяться не будет. Это крупные мусорные свалки, химические заводы, целлюлозно-бумажные предприятия, производители электроники и напитков.
Решение Верховного суда природоохранное ведомство расценило как победу. Однако судьи предупредили представителей АООС, что их полномочия по регулированию выбросов вредных веществ имеют свои пределы. «Мы не собираемся стоять на причале и махать рукой на прощание, наблюдая, как Агентство по охране окружающей среды пускается в многолетнее путешествие, полное открытий. Мы не говорим о расширении юрисдикции АООС в отношении миллионов ранее нерегулируемых лиц», – высказался по этому поводу судья Скалиа. «Судебное решение было «предупреждающим выстрелом», – цитирует New York Times профессора юриспруденции Гарвардского университета Джоди Фримана. – Скорее всего судьи будут скептически смотреть на притязания властей – слишком непривычные и с далеко идущими последствиями».