Фото Reuters
Похоже, в основном вопрос решен и следующим главой Комиссии ЕС станет бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. С кандидатурой европейских консерваторов, проталкиваемой канцлерин Ангелой Меркель, в субботу коллективно согласились также европейские социал-демократы и социалисты. Об этом объявил президент Франции Франсуа Олланд от имени глав государств и правительств ЕС, принадлежащих к соответствующему партийно-политическому спектру.
Таким образом, если саммит ЕС 26–27 июня предложит квалифицированным большинством Юнкера на утверждение Европарламента, то в Страсбурге при сложении голосов фракций Европейской народной партии (ЕНП) и Прогрессивного альянса социалистов и демократов (С&Д) проблемы быть не должно.
Правда, есть загвоздка: британский премьер Дэвид Кэмерон не сворачивает своих возражений против Юнкера. Он считает, что назревшая реформа ЕС требует во главе брюссельской комиссии другого, более инициативного политика. Лидер фракции ЕНП член баварского ХСС Манфред Вебер специально летал на днях в Лондон в надежде повлиять на «возмутителя евроспокойствия». Но пока перемен не наблюдается. Агентство France Press сообщило в воскресенье о настроениях в правительственных кругах Лондона. Согласно этим источникам, «премьер считает важным, чтобы каждый глава государства и правительства четко выразил свою позицию в Брюсселе». Если, «несмотря на многократно выраженные сомнения» насчет Юнкера обсуждения альтернатив не произойдет, то британская сторона готова на пробу сил – «тогда дело должно дойти до голосования».
Вопрос, щепетильный для всех участников, едва ли заинтересованных в дополнительном свидетельстве разногласий в сообществе. Но ситуация такова, что не окажи Кэмерон дальнейшего сопротивления, это будет воспринято британцами (а сейчас критическое отношение к ЕС, по данным опроса Observer, проявляют до 48% избирателей) как сдача позиций. С другой стороны, если Юнкеру не вручат в Брюсселе путевку в комиссию, то это будет походить на политический провал канцлерин Меркель, других лидеров консервативного плана, да и присоединившихся к их кандидату социал-демократических президентов и премьеров. Очень вероятно, что центр тяжести на саммите перенесут на программную дискуссию о конкуренции и росте, реформе, корректировке некоторых подходов, договорившись в рамках пакетного решения и о кадрах нового руководства ЕС.
Это было одной из задач мини-саммита в Париже, на который Франсуа Олланд собрал в субботу глав государств и правительств Италии, Дании, Румынии, Чехии, Австрии, Бельгии, Мальты и Словакии, к которым присоединились два немецких социал-демократа: вице-канцлер Зигмар Габбриэль и вновь выдвигаемый на председательство в европарламенте Мартин Шульц. Споров кандидатура Юнкера заведомо не вызывала, но очевидная идея встречи заключалась в том, чтобы «в обмен» за поддержку получить не только другие важные рычаги управления ЕС, но, что еще существеннее, корректировку жесткого курса экономии, связываемого с именем Ангелы Меркель.
Выборы, Украина, санкции отвлекают порой внимание, но не устраняют очень сложного положения многих стран ЕС. В Испании долговое бремя составляет 93,9% ВВП, в Греции – 175,1%, в Италии – 132,7%, во Франции – 93,5% и т.д. при максимуме в 60% ВВП, разрешенном пактом стабильности. Острой остается проблема бюджетного дефицита, который у многих, в частности у Франции, превышает маастрихтский максимум в 3% ВВП. Массовая безработица так и остается неустранимым бедствием. Поэтому, подчеркнул после мини-саммита Олланд, «наши приоритеты – это обеспечение роста и рабочих мест. Кроме того, мы хотим, чтобы преодоление молодежной безработицы стало приоритетом Европы». Но такие декларации делаются уже годами, а сдвигов нет.
В центре дискуссии перед встречей в Брюсселе соответственно опять встал вопрос об инвестициях, без которых не может быть ни роста, ни обеспечения занятости. Лидеры Франции и Италии настаивают на придании большей гибкости требованиям стабилизационного пакта. Речь идет о том, чтобы при проведении реформ можно было продлевать сроки экономии для ликвидации бюджетного дефицита, а при его исчислении не учитывать инвестиции, направляемые на экономический рост.
Канцлерин Ангела Меркель бьет тревогу, усматривая подкоп под ее европейскую политику. «Мы убеждены, – заявила она в пятницу в Берлине, – что пакт стабильности, будучи одной из важнейших предпосылок преодоления еврокризиса, должен и далее оставаться в силе и не подвергаться изменениям».