Глава МИД Австралии Джули Бишоп «глубоко обеспокоена столкновениями на востоке Украины». Фото Reuters
Если Москва откажется повлиять на ополченцев на юго-востоке Украины и не потребует от них прекращения насилия и разоружения, то США и их союзники сделают все, чтобы это «обернулось для России дополнительными издержками», заверил президента Украины Петра Порошенко вице-президент США Джо Байден. Речь идет о санкциях, которые коснутся целых секторов российской экономики.
Заявление Байдена, который находится в турне по Латинской Америке, но нашел возможность в ночь на четверг позвонить Порошенко, прозвучало на фоне предложения Киева в одностороннем порядке прекратить огонь в надежде реализовать мирный план, предусматривающий разоружение пророссийских сил. Вице-президент США отметил, что Россия продолжает поставки оружия и отправку вооруженных лиц через границу.
«Вице-президент отметил, что США и их партнеры будут прилагать усилия, чтобы сохранение нынешнего курса обернулось для России дополнительными издержками», – говорится в сообщении Белого дома о телефонном разговоре. Это необходимо, чтобы Москва прекратила поставки оружия ополченцам в Луганской и Донецкой областях. Байден заверил собеседника, что Вашингтон делает все возможное, чтобы оказать воздействие на Москву.
Байден и Порошенко договорились поддерживать связь до встречи лидеров стран ЕС, которая намечена на 26–27 июня. Там, как и было обещано на саммите G7 в Брюсселе, будут обсуждаться возможные новые санкции против России. Это подтвердил во вторник министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. «Возможно, на следующей встрече глав европейских государств и правительств дебаты продолжатся», – заявил он на пресс-конференции в Таллине после переговоров с министрами иностранных дел Эстонии, Латвии и Литвы.
Евросоюз обозначил, при каких условиях экономические и дипломатические санкции против Москвы будут усилены, сказал Штайнмайер. Но в ходе переговоров с министрами стран Балтии им не удалось достичь понимания, возникла ли уже соответствующая ситуация.
В общем, от европейцев пока больше угроз, а вот санкции со стороны США постепенно расширяются. После присоединения Крыма в марте президент Барак Обама подписал три указа о санкциях против России. В первом речь шла о блокировке счетов и запрете на въезд в США лиц, непосредственно связанных с «подрывом территориальной целостности» Украины. Два последующих указа разрешали замораживать активы любых лиц и организаций, работающих в таких отраслях российской экономики, как финансовые услуги, энергетика, машиностроение, горнодобывающая и оборонная промышленность.
Руководствуясь указами Обамы, Минфин США внес в санкционный список 45 российских чиновников и 19 связанных с ними компаний. Американским фирмам запрещено вести дела с ними, а также с фирмами, в которых фигуранту списка принадлежит не менее 50%. Дополнительные санкции были введены по линии Министерства торговли США: в марте ведомство приостановило выдачу лицензий на экспорт в Россию продукции, которая подпадает под режим экспортного контроля. Это широкий класс технологий двойного назначения и высокотехнологичных компонентов. А на этой неделе Минторг внес пять российских организаций в список «непроверенных» импортеров американской продукции. Что означает ужесточение экспортного контроля, так как у американцев нет гарантии, что импортеры не передают их технологии запрещенным конечным пользователям – Ирану, КНДР, Сирии, Судану.
Под нажимом США Евросоюз, Канада и Япония ввели санкции против десятков российских чиновников, бизнесменов и организаций. Часть из них обвиняется в эскалации кризиса в Украине, а часть подпала под санкции, потому что якобы составляют «ближний круг» президента России Владимира Путина. В четверг к санкциям, хотя и с трехмесячным опозданием, присоединилась Австралия.
Как сообщил ее МИД, Австралия ввела санкции и визовые ограничения для 50 российских чиновников и бизнесменов, «ставших инструментом для российской угрозы суверенитету и территориальной целостности Украины». Тамошним компаниям теперь строго запрещено иметь дела с фигурантами списка, а также с 11 российскими предприятиями. За нарушение запрета предусмотрены наказания – от крупного денежного штрафа до тюремного заключения сроком до 10 лет.
Ранее в США заявляли, что новые санкции могут коснуться не отдельных персон или компаний, а целых секторов российской экономики, что якобы должно повлиять на позицию Москвы. Помощник госсекретаря США по европейским делам Виктория Нуланд, выступившая на днях в Германском фонде Маршалла в Вашингтоне, сообщила, что США и ЕС «работают над серией санкций в отношении энергетического, банковского и оборонного секторов».
Если эти санкции будут закреплены актами Конгресса США, то аннулировать их будет очень непросто. Достаточно вспомнить историю с поправкой Джексона–Вэника от 1974 года. Хотя на рубеже веков Москва уже полностью соблюдала ее требования и практически все, включая еврейскую общину США, соглашались с тем, что Россия заслуживает отмены поправки, Конгресс аннулировал ее лишь два года назад.
Что же касается санкций ЕС, то у россиян, входящих в санкционные списки, до конца июня еще есть возможность доказать суду, что они не имеют отношения к процессу принятия государственных решений, которые, как гласит официальная формулировка, «угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины». Речь идет о процессе апелляции, который может привести к временному снятию запрета на въезд в ЕС на время судебных слушаний. Но готовы ли российские чиновники бороться за свои права в ЕС – большой вопрос.
По данным «НГ», на рабочем уровне в ЕС идет обсуждение возможного введения санкций против тех секторов российской экономики, ограничения для которых окажутся наименее болезненными для самих европейцев. Так, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер считает, что решение о целесообразности санкций в энергетическом секторе в Брюсселе будут принимать без оглядки на Вашингтон. «В том, что касается экономических санкций ЕС против России, мы находимся в постоянном контакте с нашими американскими партнерами, – сказал он в среду в Ассоциации иностранной прессы в Брюсселе. – Мы заинтересованы в согласовании нашей стратегии. Но моя позиция заключается в том, что энергетический сектор – не лучший объект для санкций. Российский газ покупаем мы в Европейском союзе, а не США». По словам Эттингера, газ и нефть находятся в самом конце списка возможных санкций и вряд ли окажутся в числе ближайших.