У канцлерин Ангелы Меркель хороший контакт с премьером Хелле Торнинг-Шмидт. Фото Reuters
С приближением саммита Евросоюза, назначенного в Брюсселе на 26–27 июня, резко форсируются поиски выхода из конфронтационной ситуации, возникшей после майских выборов в Европарламент. Формально яблоком раздора стала кандидатура Жан-Клода Юнкера на пост главы Комиссии ЕС.
Раскол персонифицирован: канцлерин Ангела Меркель за экс-премьера Люксембурга, британский премьер Дэвид Кэмерон – против. Он стал еще более очевиден после их встречи на Троицу в резиденции шведского премьера «Харпсунд». Покатавшись там по озеру на лодке, они разошлись затем как в море корабли.
Вернувшись домой, Кэмерон дал интервью мюнхенской Sueddeutsche Zeitung, чтобы канцлерин могла прочесть без перевода, что «граждане, пришедшие на выборы, хотели выбирать депутата Европарламента, а не председателя Комиссии ЕС». Он подчеркнул далее, что такая процедура вообще никогда не устанавливалась главами государств и правительств ЕС, которым и принадлежит право определять выбор руководства, а избрание Юнкера «скорее подорвало бы, чем укрепило демократическую легитимацию ЕС». Меркель была вынуждена ответить через своего официального представителя в том смысле, что коли она поддержала такую кандидатуру на предвыборном съезде Европейской народной партии (ЕНП), то значит, действовала в соответствии с Лиссабонским договором.
В эти же дни британские тори уготовили Берлину еще одну неприятность. В минувший четверг европарламентская фракция «Европейские консерваторы и реформисты» (ЕКР) приняла в свой состав семерку депутатов партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Эта группировка отвергает расширение полномочий Брюсселя. Партия Кэмерона, заправляющая в этой фракции, не посчиталась с надеждами ХДС/ХСС на изоляцию неугодных немецких евроскептиков. А ЕНП уже не столь определенно сможет рассчитывать на фракцию ЕКР в случае голосования по Юнкеру.
Тем временем председатель Европейского совета Херман ван Ромпей консультируется со всеми причастными столицами и фракциями страсбургского парламента. Объявлено, что саммиту на будущей неделе предстоит обсудить будущее экономического и валютного союза в свете выводов, разработанных председателями Европейского совета, Комиссии, Центробанка и Еврогруппы. Тем самым кадровый вопрос вроде бы отодвигается на второй план, хотя и не смазывает таящиеся за ним проблемы.
Одна из них имеет элементы конституционного порядка. Да, впервые в истории ЕС кандидатура премьера была выдвинута его законодателями от имени крупнейшей фракции Европейской народной партии, но без спроса у Европейского совета. По Лиссабонскому договору это, однако, прерогатива ареопага в составе глав государств и правительств, призванного учесть, но не обязанного исходить из итогов выборов. Фактически наблюдается перетягивание каната между двумя важнейшими институтами сообщества.
Глава Комиссии, представляющий крупнейшую фракцию или блок партий Европарламента и как бы облеченный мандатом избирателей, может стать более сильной и самостоятельной фигурой. Это не может устраивать глав государств и правительств, претендующих на решающее слово в политике ЕС. Среди обсуждаемых ими вариантов – идея уравновесить такого премьера не менее активным деятелем на посту председателя Европейского совета.
Сегодня канцлерин Ангела Меркель устраивает в Берлине рабочий обед с главой правительства Дании Хелле Торнинг-Шмидт. Она социал-демократ, супруга сына бывшего лидера британских лейбористов Киннока. Высказываются предположения, что ее появление на месте уходящего ван Ромпея в качестве противопоставления консерватору Юнкеру могло бы смягчить позицию Кэмерона.
Однако сложнее с проблемой реформ и акцентов политики ЕС. Здесь тоже несколько фронтов. Кризис, его последствия, дальнейшие пути его преодоления остаются проблемой № 1. Лондон настаивает на возвращении ряда функций в национальное ведение. Франция, Италия, Испания, Греция вновь поднимают требования о более гибких подходах в вопросах бюджетного дефицита, смягчения жесткой экономии, всемерной стимуляции роста и борьбы с непомерной безработицей. Берлин, напротив, стоит на соблюдении строгих обязательств стран ЕС в области реформ.
Ситуация непростая. Вопросы остаются нерешенными. Или, как посетовала на днях канцлерин Ангела Меркель, «сейчас опять настало такое время, когда не знаешь, что случится в конце месяца».