Фото Reuters
Немецкое объединение предприятий машиностроения VDMA испытывает серьезные препятствия с отправкой готовой продукции по заказам российских партнеров. Его представители обеспокоенно сообщили об этом на днях на отраслевом семинаре во Франкфурте-на-Майне. Причем столь странные вещи в сфере деловых отношений происходят, несмотря на то что ЕС экономических санкций против России пока вроде не устанавливал, а ФРГ в одностороннем порядке тем более.
Тем не менее все большее число готовых немецких станков и агрегатов не может быть отправлено в Россию из-за отсутствия экспортных разрешений. Они выдаются Федеральным ведомством экономики и контроля за вывозом (ФВЭК). Но вот уже как минимум в 60 случаях им либо отказано в разрешении на отгрузку выполненной продукции по российским заказам, либо поданные заявки на экспорт заморожены.
Причем их рассмотрение затягивается на многие месяцы, порой вплоть до полугода. Продукция лежит на складах мертвым грузом. «Это может грозить существованию некоторых средних предприятий», – приводит Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) слова эксперта VDMA Клауса Фридриха.
Продукция машиностроения – одна из главных и традиционных составляющих немецкого экспорта в РФ – более 22%. По данным Федерального статистического ведомства, в первом квартале с.г. машиностроительные поставки в Россию сократились почти на 17%. Объединение немецких торгово-промышленных палат считает, что основной причиной стали негативные колебания курса рубля. Проблема вывоза готовой продукции, однако, не имеет какой-либо финансово-экономической подоплеки.
Как полагают в VDMA, проволочки с обработкой заявок на экспорт в РФ устраиваются сознательно по указанию Федерального министерства экономики. Само ведомство, главой которого является Зигмар Габриэль, одновременно вице-канцлер и председатель СДПГ, этого и не скрывает. В минувший четверг оно заявило: «По линии экспортного контроля Федеральное правительство немедленно отреагировало на украинский кризис и подвергло пересмотру политику разрешений на поставку товаров двойного применения в Россию». Министерство добавляет, что «оценка этих поставок, которые могут быть использованы как в гражданских, так и военных целях, продолжается», причем «с учетом украинского кризиса».
Как пишет FAZ, «Министерство экономики хочет избежать впечатления, что Германия заранее предпринимает санкции», и связывает выдачу или отклонение разрешений с «вероятностью» использования вывозимого оборудования в военной сфере. Однако известно, насколько относительны критерии таких оценок. Взять хотя бы оборудование для автопромышленности, способной выпускать и машины для армии.
Создавать препоны в торговле с Россией под такими предлогами более чем странно. Франция спокойно продолжает строить корабли для российского ВМФ. Но вот министр экономики Германии «инициативно» запретил концерну Rheinmetall поставку даже Центра обучения и подготовки военнослужащих, заказанного Минобороны РФ. Он громогласно выговаривает немецким промышленникам за их контакты в Москве. А теперь еще допускает весьма произвольные условия выдачи разрешений на экспорт заказанной и оплаченной российскими клиентами машиностроительной продукции в Германии. Чем не санкции с черного хода?
Немецкие машиностроители резонно опасаются нарушения устоявшихся за многие десятилетия взаимовыгодных связей с российскими партнерами. Опрос среди членов VDMA показал, что многие проекты задерживаются из-за неуверенности в условиях их реализации. Как отмечает внешнеторговый эксперт объединения Моника Холлахер, «тот, кто принимает сейчас заказ из России, не знает, разрешат ли ему через несколько месяцев поставить изготовленную машину. И, наоборот, российские клиенты не знают, стоит ли им еще делать здесь заказы».
Похоже, что политическое давление на немецкий бизнес не снижается. Агентство Dpa цитирует в субботу директора Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) Маркуса Кербера насчет возможных санкций против России: «Мы поддержим шаги федерального правительства в этом направлении, хотя и сделаем это с тяжелым сердцем». Ну что ж, замечает, в свою очередь, обозреватель FAZ Хольгер Пауль, экономические санкции могут оказаться средством, которое произведет впечатление на Путина. Ибо российский президент обещал модернизировать страну, а многие российские предприятия предпочитают заказывать оборудование в Германии, а не в Китае. Но политика должна сознавать, что действительно болезненные санкции чреваты непредсказуемыми последствиями. Тогда речь пойдет об утрате миллиардных заказов. А в этом не могут быть заинтересованы ни Берлин, ни Москва.