Обычно улыбчивая в таких случаях канцлерин Ангела Меркель на сей раз выглядела на фотографиях встречи с президентом Владимиром Путиным в Довиле напряженной, испытующе вглядывающейся в собеседника. Соответственно немецкие СМИ узрели даже большую, чем раньше, дистанцию между креслами собеседников, а атмосферу переговоров однозначно характеризовали словом kuhl, означающим «холодный» и «сдержанный».
Детали, несомненно, имеют значение. Но на сей раз главное и значимое было прежде всего в самом факте личных встреч на высшем уровне. В Париже президент Франсуа Олланд пригласил российского коллегу в Елисейский дворец. В Нормандии новая эстафета общения была продолжена встречей Путин–Меркель. Не остаться в стороне поспешил и британский премьер Дэвид Кэмерон. Налицо если не прорыв, то зримая трещина во внешнеполитической блокаде Кремля.
Конечно, ведущие европейские лидеры идут на диалог отнюдь не из особых симпатий к России. «Большая семерка» в Брюсселе подтвердила «атлантическую солидарность» в его критике, а также обвинениях и требованиях к Москве в связи с украинским кризисом. Но будь они хоть трижды членами НАТО и ЕС, целиком следовать рекомендациям Вашингтона и зацикливаться на блэкауте с Кремлем в Европе с любой точки зрения невозможно. На то у них есть самодовлеющие интересы в политике, экономике, безопасности. Серьезным фактором становятся общественные настроения в Европе, предпочитающие непредвзятость в отношении России.
Немало выделяются и заслуживают уважения в связи с этим немцы. Так, в прошлую пятницу, 6 июня, ведущий телеканал ARD опубликовал результаты ежемесячного опроса общественного мнения, завершенного лишь тремя днями раньше. И согласно этим данным, 89% (!) бундесбюргеров выступают за то, чтобы кризис кризисом, а Запад не прерывал диалога с Россией. Получается примечательный аккомпанемент к проходившей в тот же день в Довиле встрече Путин–Меркель. И внушительный общественный мандат на дальнейшее выстраивание российско-германских отношений.
Примечательны и другие цифры. За изоляцию России выступают не более 9% немцев. Ажиотаж в пользу нагнетания присутствия НАТО в восточноевропейских государствах блока немцы отвергают. Против размещения там контингентов альянса 75% согласны же меньше четверти – 21%.
Регистрируется тенденция постепенного увеличения доверия к России. В апреле ее воспринимали как партнера, заслуживающего доверия, только 14% немцев. Майский опрос дает новые данные – 21%. В целом проблема доверия все же остается острой. Настороженности в отношении Москвы в немецкой аудитории еще много.
На волне крымских событий и украинского кризиса антироссийская пропаганда взвинчена в шпрингеровской прессе и части политических кругов до шаблонов холодной войны. Вот свежее заявление министра обороны Урсулы фон дер Ляйен: «Своим поведением Владимир Путин разрушил очень много доверия. Россия сейчас не партнер». Но старания привить конфронтационные подходы в политике дают сбой.
Даже Ангеле Меркель приходится сталкиваться в интервью с вопросами о том, почему, несмотря на ее критику России, «в Германии столь многие выражают понимание Путина и его политики». Это называют феноменом Putin-Versteher или Russland-Versteher. В не очень удобоваримом переводе – «понимающие Путина» и «понимающие Россию».
Это серьезно беспокоит правящую элиту и проатлантические круги. Тем более что это происходит на фоне падения доверия к США до 38% и роста недоверия к их политике до 57%. Журнал Spiegel мобилизовал целую журналистскую бригаду на выяснение этого вопроса. Основной ответ с вариантами и в других публикациях сводится к утверждениям о том, что немцы, имеющие непредвзятый взгляд на события, политику, Россию, а таких немало, являются объектами и жертвами массированной российской пропаганды. Пущенный в ход шпрингеровской прессой термин «понимающий Россию» был задуман как клеймо, но превратился в уважительную характеристику человека или политика, сознающего значение российско-германского партнерства для благополучия обоих народов и будущего Европы. Среди «понимающих» такие крупнейшие деятели, как экс-канцлеры Гельмут Шмидт и Герхард Шредер, скорее всего и Гельмут Коль, который участвовал в создании фундамента новых отношений между Германией и Россией.
Несмотря на кризисную турбулентность и перепады доверия, они продолжаются в разных форматах. Во вторник в Санкт-Петербурге состоится российско-германско-польская «тройка». Глава нашего МИДа Сергей Лавров встретится с коллегами Франком-Вальтером Штайнмайером и Радославом Сикорским. А в пятницу в Берлине был дан старт российско-германскому Году языка и литературы.