Раньше здесь собирали роскошные «Паккарды». Фото Reuters
Сенат штата Мичиган одобрил программу финансовой помощи для Детройта, который полгода назад был признан самым крупным в истории США городом-банкротом. Законодатели рассмотрели и одобрили несколько законопроектов, согласно которым из казны штата будет выделено 194,8 млн долл. Но погасить многомиллиардную задолженность автомобильной столицы США, по мнению экспертов, может только масштабная федеральная программа.
Сумма, выделенная из бюджета штата Мичиган для поддержки Детройта, будет частично потрачена на пенсионные выплаты. Другая часть денег будет использована, чтобы уберечь от продажи с молотка экспонаты городского Института искусств. Коллекция шедевров оценивается экспертами в 450–870 млн долл., и продать ее планировали в интересах погашения гигантского долга. На уровне штата будет создан надзорный орган, который минимум в течение 13 месяцев будет следить за доходами города, за контрактами, которые он заключает.
Однако все эти меры – капля в море, считает заместитель директора Института США и Канады РАН профессор Валерий Гарбузов. Пара сотен миллионов не помогут Детройту погасить гигантскую задолженность, общая сумма которой составляет около 18 млрд долл. «Денег в бюджете города практически нет, и даже федеральное правительство ничего не может сделать, хотя оно уже доказало не раз, что способно решать крупные проблемы. Но у Детройта долги больше, чем у иных государств», – отметил эксперт.
По словам Валерия Гарбузова, основная причина банкротства Детройта состоит в том, что американская автомобильная промышленность теряет возможности сбыта. «На американский рынок за последние 20 лет хлынул огромный объем иностранной продукции – европейские, японские, китайские автомашины, которые по качеству ничуть не хуже, а по цене зачастую дешевле, – пояснил эксперт. – Кризис сбыта, кризис производства, отток населения – эта цепочка и привела Детройт к банкротству. Бюджет перестал пополняться, город жил в долг. И вот результат…» В итоге огромный завод по производству престижных автомобилей Packard сейчас заброшен.
Плачевное положение Детройта в полной мере отражает статистика. За последние 10 лет численность населения в городе уменьшилась с 1,8 млн до 700 тыс. человек. Детройт давно имеет репутацию криминальной столицы Соединенных Штатов: уровень преступности в нем в пять с лишним раз выше среднего показателя по стране. В конце мая специальная комиссия по распоряжению президента США Барака Обамы оценила состояние каждого строения в Детройте. И вынесла вердикт: примерно треть (около 40 тыс.) зданий находится в аварийном состоянии и подлежит сносу. На это у городских властей денег нет. Чтобы сровнять с землей все строения, включая заброшенные центральный вокзал и крупный автомобильный завод, требуется почти 2 млрд долл. Если же отказаться от сноса вокзала и завода, то ликвидация зданий обойдется в 850 млн долл.
Мэр Детройта тогда заявил: «Мы будем вести переговоры с частными компаниями, с федеральным правительством, перепродавать собственность, принуждать владельцев, которые могут себе это позволить, сносить заброшенные строения». Что город будет делать с пустой территорией после сноса домов, в докладе комиссии не говорилось. Некоторые представители власти предположили, что можно было бы разбить на ней городские парки.
«Прогнозы сейчас делаются самые страшные. Говорят, что Детройт так и не расплатится с долгами, что он останется мертвым городом, состоящим из небоскребов и разрушенной промышленности, – рассуждает Валерий Гарбузов. – А кто-то верит, что его все-таки смогут возродить. Восстановится промышленность – встанет на ноги и сам город… Однако для этого нужно много денег. Рональд Рейган в свое время вкладывал в автомобильные заводы Детройта крупные федеральные средства. Но сейчас у США внутренних ресурсов, судя по всему, нет».
По мнению Валерия Гарбузова, настоящим спасением для города могут быть иностранные инвестиции. Европейские, японские или китайские фирмы, которые с успехом завоевали американский рынок, способны вложить в промышленность Детройта солидные средства и вновь сделать его автомобильной столицей Соединенных Штатов. «Детройт нельзя терять. Это, можно сказать, национальное достояние, такой неформальный символ США. Схожие проблемы испытывали многие промышленные города. Но других автомобильных столиц у Америки нет и никогда не было», – заключил эксперт.