На фото Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. Фото Reuters
Неформальный саммит ЕС в формате позднего ужина 28 глав государств и правительств выглядит более результативным, чем их некоторые официальные заседания. Во-первых, они не стали обострять трудную ситуацию ЕС–РФ демонстративным обсуждением и угрозой дальнейших антироссийских санкций. Во-вторых, согласились не решать после выборов в Европарламент кадровые вопросы будущего руководства сообщества на ходу. Председателю Европейского совета Херману ван Ромпею поручено провентилировать их в поисках консенсуса к саммиту в конце июня.
Выйдя к прессе уже на пороге новых суток, канцлерин Ангела Меркель сообщила, что, несмотря на напряженную обстановку на востоке Украины, ЕС в настоящее время не видит необходимости введения новых санкций против России. Очевидно, что участники брюссельского ужина приняли к сведению готовность Москвы признать «выбор украинского народа», а также уже не подвергают сомнению отвод российских войск. В опубликованном вчера утром заявлении они призывают РФ к сотрудничеству с Петром Порошенко, продолжить отвод войск и использовать «свое влияние на вооруженных сепаратистов» для деэскалации положения в Украине.
Формула, конечно, не новая. Но предрекавшегося западной прессой утверждения стадий введения жестких ограничений не последовало. В брюссельском заявлении говорится о продолжении соответствующей «подготовительной работы» как бы про запас. По словам Меркель, экономические санкции против России будут рассматриваться, если Москва продолжит дестабилизировать Восточную Украину. Что можно трактовать произвольно, что нередко в западной практике. Например, МИД ФРГ решил только что не допускать российский корвет «Бойкий» к участию в «Кильской неделе».
Однако наибольшее внимание лидеры в Брюсселе, естественно, уделили итогам выборов в Европарламент и их последствиям для кадровых перемен в руководстве и акцентов будущего курса ЕС. Произошло существенное переформатирование состава Европарламента, ослабление традиционных партий и усиление евроскептических фракций и групп, влияющее и на внутриполитическую обстановку в ряде стран. Многое выглядит хаотично, да и как иначе, если 751 парламентарий из 28 стран в целом представляет почти 180 партий, часть которых имеют лишь одно депутатское кресло. Выборы не разрядили перманентно сложной ситуации в ЕС, определяемой разным уровнем развития, богатства, политического влияния, не говоря уже о еврокризисе.
Это сразу проявилось на ужине в Брюсселе в противоречиях по кандидатуре будущего главы Комиссии ЕС. Кавалерийский наскок в этом вопросе не вышел. Впервые партийные объединения Европарламента предлагали на выборах своих кандидатов на главный пост Еврокомиссии. Победила Европейская народная партия (ЕНП) во главе с экс-премьером Люксембурга Жан-Клодом Юнкером. В силу этого он и должен был бы сразу получить официальный статус претендента. Президиум Европарламента даже принял и передал такое письменное требование саммиту ЕС. Но главы государств и правительств по ряду соображений практически отвергли его, отложив в долгий ящик выяснений, согласований, размышлений.
Немецкая пресса пестрит заголовками «Меркель не спешит определяться с Юнкером», хотя это был кандидат консервативного блока и она поддерживала его в ходе выборов. Но как она объяснила в Брюсселе, автоматизма в вопросе о назначении главы Еврокомиссии быть не может. Как выясняется, фигура Юнкера воспринимается значительно более критически, чем предполагалось. Ее категорически отвергает британский премьер Дэвид Кэмерон. По сведениям брюссельских дипломатов, люксембуржца не приемлют также в Швеции, Нидерландах, Финляндии, Венгрии. Весьма вероятно, что он не по духу и социалисту Франсуа Олланду. Миссия прояснения обстоятельств выпала опять Херману ван Ромпею.
Закулисный торг стартует. Фаворитом социал-демократов на главенство в Еврокомиссии и соперником Юнкера был выдвиженец СДПГ и председатель Европарламента Мартин Шульц. Теперь СДПГ ставит вопрос о его переустройстве, причем на один из наиболее важных еврокомиссарских постов. Но в Брюсселе есть христианский демократ Оттингер. Отказаться от него Меркель трудно, а не считаться с социал-демократическим партнером по коалиции тоже.
Времени на все это не так много, но есть. Первое заседание нового Европарламента состоится 1 июля. Будут избраны председатель и 14 замов. Определится состав фракций. По прежним наметкам предполагалось на следующей сессии 14–17 июля избрать председателя Комиссии ЕС. Но успеют ли к этому сроку собрать необходимое большинство в 376 голосов, а Ромпей – решить весь связанный с этим комплекс вопросов, сомнительно.