Герт Вилдерс демонстративно вырезал из флага Евросоюза звезду, символизирующую Нидерланды. Фото Reuters
Выборы в Европарламент стартуют сегодня и продлятся до 25 мая. С одной стороны, результаты предсказуемы: западные СМИ и аналитики прочат победу в борьбе за кресло президента Еврокомиссии бывшему премьер-министру Люксембурга Жан-Клоду Юнкеру – представителю правого блока. С другой стороны, многие признают, что состав Европарламента будет значительно отличаться от нынешнего. Хотя бы потому, что, по данным многочисленных опросов, в потенциальные лидеры впервые вышли евроскептики.
В этом году в выборах участвует более 400 млн европейцев. По словам эксперта по европейской политике профессора Лондонской экономической школы Саймона Хикса, «главным трендом будет драматическая поляризация Европарламента». «Правоцентристам и левоцентристам придется сблизиться и работать сообща, чтобы принимать законы», – отмечает интернет-издание EUobserver.
По результатам исследований PollWatch 2014, правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП), которую представляет Юнкер, займет в Европарламенте 217 мест из 751. Их главные конкуренты социал-демократы (партия «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» во главе с членом Социал-демократической партии Германии Мартином Шульцем) не сильно отстают: аналитики прочат им 201 мандат.
Партия «Европа за свободу и демократию», в которую входят евроскептики, может, по данным PollWatch, рассчитывать на 40 мест, что станет для ультраправых несомненным успехом. Они, в прошлом маргиналы, чувствуют себя весьма уверенно. Лидер нидерландской ультраправой Партии свободы Герт Вилдерс в преддверии выборов провел агитацию у дверей штаб-квартиры Европарламента в Брюсселе. Вилдерс – ярый противник евроинтеграции, известный антиисламскими убеждениями, – продемонстрировал свою политическую позицию наглядно: вонзил ножницы в синее полотнище флага ЕС и вырезал одну из звезд. «Мы не хотим Брюсселя, мы не хотим ЕС. Я верну эту звезду Нидерландам, голландскому народу, – заявил политик. – Нам не нужен европейский флаг, у нас есть свой нидерландский флаг».
Вилдерс убежден: у европейских праворадикалов общего больше, чем разногласий. По его словам, нелегко, но вполне возможно объединить евроскептиков Великобритании, Франции, Австрии, Нидерландов и Бельгии в единое, мощное политическое движение. Лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж, к примеру, не раз отказывался от сотрудничества с главой французского Национального фронта Марин Ле Пен, считая ее партию «антисемитской». Да и от идеи сотрудничества с эпатажным Вилдерсом британский праворадикал не в восторге. Однако это, по мнению голландца, вполне преодолимо.
Партия Фараджа пользуется популярностью в Соединенном Королевстве. По результатам опросов, ультраправые опережают лейбористов, третье место занимает Консервативная партия (КП), а Либерально-демократическая остается на четвертом. В 2009 году британские консерваторы во главе с премьер-министром Дэвидом Кэмероном вышли из состава ЕНП. Но недавно в правоцентристском политическом блоке Великобритании образовалась партия 4 Freedoms («4 свободы»), которая присоединилась к ЕНП. Главный принцип 4 Freedoms – поддержка четырех свобод Евросоюза: свободы движения товаров, лиц, услуг и капитала. Они не разделяют евроскептицизма многих своих соотечественников, противопоставляют себя Партии независимости и убеждены, что выход британских консерваторов из-под крыла Европарламента был ошибкой – шагом к политической маргинализации страны. На места в Европарламенте претендуют восемь членов 4 Freedoms во главе с бизнесменом и бывшим представителем КП Дирком Хейзелом.
Консервативные сторонники евроинтеграции из Великобритании надеются на столичный электорат: Лондон – многонациональный мегаполис и коммерческий центр государства, который, по мнению 4 Freedoms, пострадает в наибольшей степени, если Соединенное Королевство покинет ЕС.