Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились координировать шаги во внешней политике. Фото Reuters
Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин договорились в Шанхае, что совместно отметят победу во Второй мировой войне. Обе страны укрепят сотрудничество практически во всех областях, в том числе в рамках важнейших международных организаций. Важнейшей частью российско-китайского саммита стали переговоры о поставках в КНР российского газа, однако контракт заключить пока не удалось из-за ценовых разногласий.
«Историческая память о великом подвиге наших народов во Второй мировой войне еще более сплачивает Россию и Китай», – отметил Владимир Путин по завершении переговоров с Си Цзиньпином, которые прошли в Шанхае во вторник в первой половине дня.
По словам Путина, состоялся обстоятельный обмен мнениями по международной повестке дня. «Позиции России и Китая во многом совпадают, – сказал президент. – У нас общие приоритеты и в глобальном, и в региональном масштабе. Договорились теснее координировать наши внешнеполитические шаги, в том числе в рамках ООН, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, АТЭС и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии».
Переговоры, в которых участвовали также министры обеих стран, касались укрепления взаимодействия практически во всех областях, в первую очередь политической, экономической и военной. В составе российской делегации руководители 46 российских корпораций, в том числе глава «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор «Роснефти» Игорь Сечин. У них состоялись переговоры и встречи с руководителями китайских фирм-партнеров.
Переговоры Миллера в штаб-квартире Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) должны были завершиться заключением долгосрочного контракта о поставках российского природного газа в Китай. Длительный характер переговоров по этой теме – свыше восьми лет – связан с вопросами подбора подходящего месторождения и маршрута доставки газа, а также цены на него. Согласно информации из экспертных кругов, близких к российской компании, на данный момент стороны сделали выбор относительно наиболее приоритетного направления поставок. Газ из месторождений на Дальнем Востоке России должен поставляться по трубопроводу в районы Северо-Восточного и Северного Китая. Это первая очередь намеченной общей схемы. По этому маршруту в Китай ежегодно в течение 30 лет должно поставляться по 38 млрд куб. м газа ежегодно. После подписания контракта китайская компания будет готова приступить к переговорам о поставках газа по западному маршруту – по 30 млрд куб. м ежегодно.
Однако камнем преткновения стал ценовой вопрос. Китайская сторона настаивала на цене, приемлемой для населения и промышленности КНР. Она, по некоторым данным, ниже цены поставок российского газа в Европу. При этом представители китайской компании ссылались на низкую стоимость каменного угля, используемого сейчас в регионе. Российской стороне предложенные условия невыгодны, так как для освоения месторождения и прокладки газопровода требуются колоссальные инвестиции.
По словам экспертов, недостаточно обоснованны и ссылки китайской стороны на цену угля. Ведь именно уголь, составляющий 80% энергоносителей, используемых в Северном и Северо-Восточном Китае, является главным источником загрязнения региона.
Он в значительной степени является причиной того, что крупные города в этой части страны, включая Пекин, периодически буквально задыхаются от дыма. В этой связи долгосрочные поставки газа стали бы подлинным спасением для населения этого промышленно развитого региона.
По информации источника «НГ», CNPC не пошла навстречу просьбе «Газпрома» предоставить авансовый платеж, который позволил бы провести необходимые работы по организации добычи и поставок газа. Стороны согласились продолжить переговоры.
Если не считать неудачи с газовым контрактом, в целом местные обозреватели оценивают состоявшиеся переговоры как успешные. Как отметил в своем комментарии обозреватель китайской телекомпании ССTV Хань Пин, Шанхайский саммит «способствовал взаимопониманию между Россией и Китаем и их взаимодействию, особенно в вопросах международной безопасности». Вопрос же торговли газом на этом фоне является исключением.
Пекин