Франк-Вальтер Штайнмайер (слева )и Уильям Хейг – активные участники дискуссии о санкциях в отношении России. Фото Reuters
Ситуация вокруг Украины остается чрезвычайно напряженной, противоречивой и во многом непроглядной. Вчера главы дипломатии 28 стран ЕС вновь обратились в Брюсселе к вопросу о санкциях «в назидание» России. Вопреки реальной логике черный список невъездных на еэсовское пространство увеличен с 48 еще на 13 фамилий. Кроме того, заморожены счета двух крымских предприятий. Это преподносится как новшество в практике ЕС и как его санкционная «ступень 2+».
Брюссельское решение относится к линии дальнейшей эскалации кризиса. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер объявил это реакцией на «отделение и аннексию Крыма». Одновременно он и его коллеги сочли референдум в Донецке и Луганске незаконным. Но тогда непонятен смысл поездки главы МИД ФРГ в эти регионы, которую он намерен совершить сегодня наряду с визитом в Киев.
Вместе с тем на заседание в Брюсселе был приглашен президент Швейцарии, действующий председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер. Он предложил «дорожную карту» урегулирования и сообщил о назначении переговорщиком по налаживанию диалога в Украине. Им стал немецкий дипломат Вольфганг Ишингер, возглавляющий Мюнхенские конференции по безопасности, а также активно участвующий в Валдайском клубе. По словам Буркхальтера, Киев согласился с этой кандидатурой.
В санкционной части внешнеполитической сходки ЕС еще одним пунктом повестки дня значилось уточнение критериев возможной реализации третьей фазы или ступени антироссийских санкций, предусматривающей в соответствии с мартовским решением саммита ЕС их распространение на сферу экономики. Последнее вызывает немалые трения между санкционерами, поскольку чревато – и это общепризнано – болезненным ущербом для собственных экономик и перспектив развития. Гласно и негласно считается, что поводом может стать введение российских войск на украинскую территорию. Два дня тому назад канцлерин Ангела Меркель добавила: «Если выборы 25 мая в Украине провалятся, мы будем готовы к дальнейшим санкциям против России». А вчера критерии вознамерились расширить, по сведениям газеты Welt, широкой формулой об «угрозе безопасности и стабильности страны и препятствованию работе международных организаций, таких как ОБСЕ».
Парадокс в том, что правительства, усматривающие в санкциях инструмент давления на Москву, сами становятся объектом давления со стороны США, требующих жестких антироссийских мер. Принимая Ангелу Меркель 2 мая в Белом доме, президент США Барак Обама настаивал именно на таких санкциях. Трудно сказать, какие обязательства взяла на себя в связи с этим канцлерин. После этого свидания она едва ли не ежедневно говорит о возможном ужесточении санкций в отношении России. Хотя, возможно, это предпринимается и для того, чтобы избавить Берлин от заокеанской критики в мягкотелости.
Американская линия «наказания» России становится головной болью ЕС. Ее выразителями в Брюсселе вчера явились Великобритания, а также страны Балтии. Они настаивали на санкциях в отношении лиц ближнего круга хозяина Кремля. Оппонировали Германия, Франция, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Австрия и ряд других. Опасаются не только того, что перенос санкций на экономические отношения с Россией будет своего рода самострел. Все большие сомнения вызывает их действенность на политику такой державы, как Россия.
Примечательное интервью дал вчера газете Handelsblatt государственный министр МИД ФРГ Михаэль Рот. «Если глава государства учитывает массивные экономические последствия и тем самым взваливает на народ тяготы своего политически ошибочного поведения, надо трезво признать: одни экономические санкции, сколь бы жесткими они ни были, не обязательно приведут к желаемому нами результату», – считает госминистр.